Проворченко Г.М. Маленький музей старой техники в компьютерном классе

 
От редакции
 
Публикуя статью учителя информатики Г.М. Проворченко, чьими усилиями создан музей старой техники – на наш взгляд, действительно уникальный и необходимый человеку будущего, дабы не превратился он окончательно в того самого Ивана, не помнящего родства, каковы в большинстве своем сегодняшние нувориши и чиновники, особенно те, что представительствуют в  культуре и образовании, мы пытаемся привлечь к музею внимание организаций и частных лиц, заинтересованных в подлинном образовании подрастающих поколений, то есть в духовном росте учащихся, немыслимом без уважения к прошлому, к родной истории, к той самой повседневной жизни, которая – ступенька за ступенькой – и создает великие культуры и большую Историю.
 
 
 
Музей: атмосфера ностальгии, загадок, старины... Все это не просто удивляет, но и будит наше воображение, ведь мы так устроены, что легче и лучше узнаём новое через мир предметов. Именно предметный мир является основой наших представлений об окружающем. Детское же воображение, стремление ребенка к познанию связано с ним непосредственно. Любого ребенка увлекает радость познания и удовольствие от рассматривания реальных, конкретных объектов перерастает в импульс к исследованию их.

Одно дело – рассматривать картинки и слушать рассказы старших, например, о патефонах, а другое – взять пластинку, завести пружину – и на настоящем патефоне услышать шуршание и звуки 70-летней давности. Или повертеть в руках электронновакуумную лампу, пошутить над работающим (!!!) пейджером, сфотографироваться на полароид. И благодаря этим предметам – приметам времени – захотеть его, время, постичь. А вместе с ним – культуру своей страны и человечества в ее развитии, понять через предметный мир ушедшую эпоху и ее создателей, то есть саму Историю, ведь подлинная История человечества есть движение его культурного созидания, а не войн и разрушений.

Музей - это замечательное место для путешествия в мир новых или старых, но впервые узнаваемых вещей, тех, что юный человек либо никогда не встречал в окружающей действительности, либо видел только в виртуально-электронном формате. В музее ребята учатся ориентироваться во времени, сравнивают общественное устройство прошлого и настоящего, учатся уважать материальные и нематериальные ценности прошлого и настоящего, и наконец, осознают, как быстро развивается техника, какими замечательными устройствами оснащена сейчас их жизнь, как непросто шло человечество к новым открытиям. Может быть, видя все это «живьем», потрогав, включив, поработав, они станут больше ценить то, что им дано сегодня, потому что они, старые вещи – не просто музейные экспонаты, они – наши собеседники из минувших эпох, посредники в сегодняшнем дне между прошлым и будущим. Как и мы сами.

История нашего музея началась в театральной студии. Казалось бы, театр и техника – совершенно разные области. Но я сейчас именно об этом – о связи технического и духовного. И наш музей неслучайно родился на подмостках школьной театральной сцены. Было так:  для спектакля «Завтра была война» о сороковых предвоенных годах  нам нужен был патефон. Искали мы его очень долго и, казалось, что безрезультатно.        

Но вот чудом, буквально за несколько дней до премьеры, к нам в руки попал РАБОТАЮЩИЙ патефон с иголками и пластинкой. «Дедушке» этому уже 77 лет!
Мы бережно возили его на все показы спектакля, а потом как особый, уникальный театральный реквизит поставили в кабинете информатики на отдельный стол.

Позже, для спектакля  о 60-х годах «В добрый час» мы нашли транзисторные приемники и даже огромный приемник-комбайн – с проигрывателем сверху. И еще то, чего сегодня найти почти невозможно: работающий катушечный магнитофон с записями – для спектакля « Жестокие игры» (о 70-8-х годах).  
И тогда, собрав несколько уникальных вещей из эпохи наших дедушек и прадедушек, мы с ребятами старших классов решили создать музей старой техники, изучать её вид, внутреннее устройство, ее создателей и пользователей - людей тех времен, а значит, и условия, в которых они жили и трудились, сравнивать старую технику с сегодняшней, сопоставлять культуру, слушать старую музыку так, как слушали ее наши предшественники на Земле, восторгаясь человеческим гением, создавшим электронные приборы и машины, изучать их применение… Словом – переплыть Лету, чтобы увидеть и постичь историю Родины посредством реального осязания ее материального мира.

И в самом деле, в нашем музее можно потрогать вакуумные лампочки ЭВМ первого поколения, сравнить сегодняшнюю тоненькую маленькую микросхему оперативной памяти на 500 МБ и огромную схему памяти второго поколения на 64 килобайта, поработать за кассовым аппаратом с дисплеем и «принтером», собственноручно отпечатать чек, изучать кодировку по записям на перфокартах, понять основы магнитной записи в память компьютера на примере магнитных лент, разобранных дискет, жестких дисков и флэшек.

А мне, учителю информатики, необыкновенно интересно выстраивать и проводить урок по теме «История развития ЭВМ» в этой сокровищнице, которую мы назвали МУЗЕЙ СТАРОЙ ТЕХНИКИ  (даже, прослушав старую песню, позаимствовали из нее девиз: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»), подбирать видеофрагменты художественных и документальных фильмов, где показано, как пользовались этими устройствами, приглашать на урок бабушек моих учеников – первых программистов ЕС ЭВМ. У ребят появляется особый интерес к истории страны и даже азарт коллекционеров. Они не просто отыскивают и приносят в музей будущие экспонаты. Они должны сделать презентацию в нескольких классах того, что принесли в музей, показать, рассказать о стране в период работы таких устройств и о том, как они использовались, разобрать, если это возможно, связать с сегодняшним днем.

Эх, нам бы еще перфоратор! И увеличитель для печати фотографий! Еще бы найти телевизор КВН с водяной лупой и телеграф 20-х годов, и  дисплей со световым пером, и арифмометр «Феликс»! …И ещё, и ещё….
 
Как знать, может быть, гораздо скорее, чем нам думается, в музее окажутся и наши сегодняшние мобильники, плееры, плазменные телевизоры… Главное, чтобы наше время, наша эпоха, вместе с материальными  приметами, оставила еще и уважение к себе. Чтобы ребята, изучая  экспонаты  музея и сравнивая время их использования, цели, достижения, настроение людей, их энтузиазм, самоотверженность,  сами пришли к пониманию того, что  здоровым может считаться только то общество, в котором техническое развитие  не опережает и тем более не подавляет духовное. Что лишь интеллектуально и духовно богатые люди могут распорядиться достижениями науки и техники во благо, и  – самое важное – что прогресс заключается не только в развитии техники, но в духовном росте человека. И наш маленький, собранный своими руками музей, без сомнения, вносит в этот процесс свой скромный вклад.

Впрочем, так думаем не мы одни. В Московском политехническом университете создан музей старой техники. Мы написали им письмо и, может быть, они нам подарят какой-нибудь уникальный экспонат. Да и в нашем городе нам с удовольствием помогают родители учеников, знакомые, бабушки, дедушки. Может быть, и у читателей найдется что-нибудь для нашего музея. Будем рады и благодарны.
 

 
Проворченко Галина Михайловна,
учитель информатики
высшей квалификационной категории
школы № 99 г. Новосибирска