Боровиков Л.И. Сибирская кукла-чалдонка из села Балман (Новосибирская область)

 
 
 
 
В Куйбышевском, а если прибегнуть к более старинному названию, Каинском районе Новосибирской области, вдалеке от широких столбовых дорог и автобанов живет себе поживает и, кажется, вовсе не тужит по этому поводу знаменитое на всю Россию село Балман. Село это широко известно своими старинными культурно-бытовыми и песенно-танцевальными традициями, бережно хранимыми на протяжении нескольких столетий. Не менее славно село Балман и красотой своих окрестных мест. Знакомясь с его традициями, историей и культурой, невольно думаешь, что живя в таком  живописном природном окружении, практически невозможно исподволь не впитать в себя какое-то особое, истинно балманское эстетическое отношение к жизни. По весьма свободной, но весьма любопытной гипотезе Новосибирского краеведа 60-ых лет прошлого века К.А. Нечаева, даже само название озера Балман, у которого и расположилось интересующее нас сейчас село, в переводе с тюркского означает «медовое озеро» (1). Вот уж где, вероятно, сладостный мед-то из озера можно черпать вдосталь! Либо, по крайней уж мере, символически извлекать мед из уст народного красноречия.

О первопоселенцах Сибири, обычно именуемых в просторечии народном как  «чалдоны», в селе Балман не просто помнят, а особым образом чтут их память, бережно сохраняя и передавая от старших к младшим когда-то завезенные сюда оригинальные культурно-бытовые и художественные традиции. Древний культурно-художественный опыт лелеют здесь, взращивают, передают из рук в руки, из уст в уста, из поколения в поколение.

Не лишним будет напомнить также и то известное обстоятельство, что записанные еще в 70-е годы прошлого века на грампластинку фирмой «Мелодия» песни села Балман мгновенно разошлись по всем республикам бывшего Советского Союза, сразу же принеся заслуженную славу некогда безвестному, «глухому»  сибирскому селу.

В кругах специалистов-этнографов и фольклористов  песенное творчество села Балман тут же обрело своеобразный статус специфического культурно-художественного эталона, свидетельствующего о наличии самобытных, стилистически всегда легко узнаваемых традиций в Новосибирской области. К тому же, нельзя забывать, что не одно поколение студентов-филологов Новосибирского педагогического института под руководством известного профессора-фольклориста М.Н. Мельникова,  прошло  обстоятельную профессиональную выучку, изучая устное народное творчества села Балман. И уж, конечно же, особо знаменательным, даже где-то знаковым событием следует признать  выход в  80-е годы ХХ века  книги В.Г. Захарченко и М.Н. Мельникова «Свадьба Обско-Иртышского  междуречья».  Меня в те, теперь уже весьма далекие годы, не оставила эта книга равнодушным: подвигла на написание доброжелательной, даже где-то явно восторженной, рецензии в областную газету «Советская Сибирь»... 
И, как сейчас помню, особенно запал мне в душу именно тот эпизод из этой книги, в котором шло повествование об уникальном свадебно-обрядовом комплексе, возникшем в культурно-бытовом пространстве селе Балман под влиянием длительного взаимодействия относительно разнородных традиций переселенцев из Центральной России. И параллельно с этими  глубоко положительным эмоциональным впечатлением,  по какому-то до конца мне еще не ясному обстоятельству, довольно долго не давало мне покоя, будоража душу, вызывая эмоциональный дискомфорт, само название села Балман: звучание этого слова воспринималось у меня как тревожно пульсирующий набат вечевого колокола: Бал - ман, Бал - ман, Бал - ман ...  Впрочем,  странное это чувство это не оставляет меня и поныне...

В селе Балман великое множество  славных традиций. Не один день да вечер, пожалуй, уйдет у любого любознательного  человека, стремящегося детально познакомиться с ними. Ну, а как же можно «заочно» постичь зажигательную «балманскую кадриль»? Ведь этот искрящийся фейерверк художественно-игровой искрометности только самому увидеть надо! Воочию следует убедиться в оригинальность национальных танцевальных культур.

Однако ж не будем далее ностальгическую грусть-тоску навевать. Потому что достаточно яркое представление об уникальных  культурно-художественных традиции села Балман можно почерпнуть, знакомясь…  с глиняной балманской игрушкой. Речь я хочу вести здесь, прежде всего, о традиционной для этих мест глиняной кукле-чалдонке. Конечно, в селе Балман есть и традиции изготовления тряпичной куклы, ковриков и одеял. Но лепная глиняная кукла-чалдонка, на мой взгляд, являет собой, самое что ни на есть центральное, символическое  звено всей живой ткани культурно-художественного бытия традиции.   

Глиняные лепные игрушки -  особо подчеркнем это важное для нас обстоятельство - наиболее активно сегодня создаются в детском творческом объединении «Сувенир». Руководит объединением педагог дополнительного образования Оксана Геннадьевна Ловцова. Игрушки создаются, с одной стороны, в полном  соответствии с бытующими в Балмане национальными художественными традициями, а, с другой стороны, с едва ли не большем согласии с современными  научно-педагогическими требованиями. В рамках детского творческого объединения, созданная О.Г. Ловцовой  программа художественно-эстетической направленности, предусматривает обязательное знакомство всех обучающихся с существующими в России локально-региональными традициями изготовления игрушек. На этом то двухмерном основании как раз и возникает действительная возможность полноценного творческого развития самими детьми, под чутким руководством педагога-профессионала, национальных традиций изготовления игрушки. И каких же только жанрово-бытовых и тематических сцен из  игрушек не создают дети в творческом объединении «Сувенир»! Но, при этом, заметьте, все эти игрушки стилистически воспроизводят  балманскую манеру изготовления. А, это, думается, самое сегодня главное в нашем педагогическом деле.

Оксану Геннадьевну Ловцову, руководителя детского творческого объединения «Сувенир», мы встретили в марте 2007 года на международной образовательной выставке «УЧСИБ-2007».Здесь она представляла коллегам результаты своей творческой педагогической деятельности. Неспешно ведя рассказ о своей работе с обучающимися, она вдруг сообщила, что весь балманский игрушечный промысел пошел, в сущности, от семьи Вяткиных, от отца семейства – Михаила Сергеевича, зачинателя этого  промысла и его дочери – Марии Михайловны. Они были первыми в Балмане гончарами, обнаружившими в окрестностях села уникальную «голубую глину», из которой сегодня и рождается  знаменитая балманская игрушка. Упомянула Оксана Геннадьевна и тот любопытный факт, что Михаил Михайлович не единожды встречался с ребятам, беседовал с ними, делился  секретами своего творчества, а дочь его, Мария Михайловна, даже самолично пошла и показала детям именно то место, где «голубая глина»  так до сего дня и добывается.

Верно схваченная  система традиционных художественно-пластических  образов, привычно сегодня воспроизводимых детьми в творческом объединении «Сувенир», неоспоримо свидетельствует о достаточно высоком уровне художественно-практической освоенности самобытного стиля глиняной балманской игрушки. Конечно же, любой  знаток российских художественных традиций малой формы, без особого труда обнаружит  практически в любом образце балманской игрушки следы характерных стилистических заимствований, взятых из других широко известных российских художественных традиций. В частности, думается, вполне очевидна родственная связь балманской игрушки с игрушкой дымковской, в недалеком прошлом, как известно, зовущейся  игрушкой  вятской. Но ведь Сибирь-то всегда прирастала переселенцами из центральной областей России. Здесь же, в наших сибирских краях, любая локально воспроизводимая традиция, как правило, постепенно укореняясь и развиваясь, внутренне обогащалась и, зачастую, оборачивалась, как в доброй волшебной сказке, своей собственной самобытностью, своими собственными чертами и оттенками. Так, собственно говоря, и случилось, с балманской игрушкой. Да, к слову будет сказать, и фамилия родоначальников балманской игрушечной традиции - Вяткины - тоже о многом говорит. С берегов Вятки видно кукла-чалдонка корни свои взяла… 

Удивительной гармонией и, каким-то дивным очарованием  веет от любой, созданной в селе Балман глиняной игрушки. В сюжетно-бытовом плане сегодня не оставляет никого  равнодушным знаменитая «чалдонская парочка», где совсем еще юная девушка-чалдонка скромно следует со своим красавцем-женихом. Органически вплелась в сюжетно-бытовой контекст традиционной балманской игрушки и оригинальная композиция молодой семьи,  которая, ничуть не боясь мороза, принарядившись, отправилась  на прогулку со своими, мал мала меньше, детишками-ребятишками. Ну и, конечно же, никак нельзя оставить без внимания центральную, по существу дела, ключевую фигуру всего балманского кукольно-игрушечного вернисажа  –  самую старшую по возрасту своему - сибирскую куклу-чалдонку. Всегда безупречно красивая, в ловко сидящих на ней сибирских пимах (валенках), царственно-величавая, прочно стоящая на земле своей, вся она, как-то ненавязчиво, исподволь, внушает нам сегодня что-то безмерно высокое, важное, остро востребованное в неостановимой круговерти бездумно-суетных буден. Без малейшего преувеличения, сибирская  кукла-чалдонка являет собой сегодня образно-символический ключ к пониманию истоков жизненного оптимизма коренных сибиряков. Ведь не страшась никаких сибирских морозов и житейских бурь, радостно, с действительным внутренним достоинством смотрит она на мир, незыблемо  веря в его прочность и будущность.
 
 
Литература

1. Материалы из истории населенных пунктов Новосибирской области (Методическое пособие для учителей Новосибирской области)  /Составитель К.А. Нечаев. Второе издание. – Новосибирск: Институт усовершенствования учителей, 1964. – 99 с.