Фатеев Д. Историко-культурная основа фольклорного жанра «футбольная кричалка»
Искусство ли — футбольная кричалка? Есть ли смысл вообще рассматривать ее в этом качестве? Судите сами.
Сегодня футбольная кричалка — это комплекс нескольких художественных компонентов: слова, музыки, ритма, жеста, танца, мимики и других ритуализованных действий, производимых фанатами на стадионах и за их пределами.
Жанр, казалось бы, молодой. Однако его историко-культурная основа уходит в далекое прошлое: в Древнюю Грецию и Древний Рим. Военные походы, Олимпийские Игры, бои гладиаторов — здесь и зарождалось то, что мы сейчас называем «кричалкой» — небольшая по объему ритмичная форма. Любая «кричалка»: спортивная, политическая, националистическая... — восходит к выкрику. Сам выкрик, как явление, сопровождающее нас на протяжении всей жизни, предшествовал возникновению речи. Согласно гипотезе аффекта, речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что «первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами». Одна из легенд так повествует о случившемся: «...Человек тогда обезьяна обезьяной был. И жил в самой середине Африки. Там тепло, еды и питья вдоволь. А тут погода все хуже и хуже. Начали полулюди шкуры волков и антилоп на себя натягивать, костры жечь. Да еще пришлось охоту осваивать. А ночью, да в тумане? Как ни шагни — всё без толку. Нужда и заставила в голос кричать. Когда кто льва видел — кричал: «Ой! Ой! Ой!». Но кричал по-разному. Если зверь близко: «Ой! Ой! Ой!», и бежать. А если далеко: «Ой... ой...ой!», и по делам пошел. Сто тысяч лет почти человек покрикивал и порявкивал и выучился короче кричать: «Ой!» — значит лев, «Ай!» — далеко. Люди разного зверя по-разному боялись, и по их «оям» можно было не то что зверя угадать, но и разное другое. И становится человек все голосистее».
В последующее время выкрик обычно возникал в толпе в знак протеста, как выражение положительных эмоций или был направлен на поддержание духа. Так, древнегреческие воины, свидетельствует Бернард Вербер, «во время атаки должны были кричать «А-ла-ла», чтобы подбадривать друг друга». Вернувшихся из похода воинов также встречали выкриками, а также ритмизированным произнесением имени главы войска. Кроме выкриков, воины использовали музыкальные инструменты и пели песни. «Под звуки музыки и победных песен в присутствии всех союзников, одетых в праздничные одежды, с венками на головах спартанцы приступили к разрушению афинских укреплений» — примерно так выглядели торжества в честь победы спартанцев над Афинами в 27-летней войне (V век до н.э.).
Сложно сказать с точностью, к какому времени в истории Древней Греции восходит история выкрика и кричалки. Это может быть ХХХ век до новой эры — время развития государственности на острове Крит. Но может быть и V век до новой эры — время Пелопоннесской войны. За все это время кричалка мало изменилась: в ней также используются лексический повтор; ритм, создаваемый музыкальными инструментами, а также руками и ногами, и другие действия, часто имеющие магическое значение.
Спортивная кричалка, по нашему мнению, также восходит к Древней Греции и Древнему Риму, а именно к Олимпийским играм и гладиаторским боям. Олимпийские игры были всегда праздником на земле эллинов. Они проходили в Олимпии на Пелопоннесе, и, по сказаниям, первые состязания устроили для себя первородные боги во главе с Кроносом. Согласно другим мифам, «празднества атлетов учреждены (или возобновлены) Гераклом после того, как он совершил свой шестой подвиг — очищение скотного двора царя Элиды Авгия. Геракл установил состязания, которые должны были проходить каждые 5лет. <...> Поздние предания сообщают о возобновлении празднеств тремя пелопоннесскими правителями. Эту инициативу приписывают царю Элиды Ифиту, которому дельфийский оракул повелел устроить общеэллинские атлетические состязания, чтобы прекратить распри между греческими племенами»4. Упоминания о конских состязаниях в Элиде, очевидно, практиковавшихся там издревле и затем давших начало знаменитым общегреческим Олимпийским играм, мы находим в «Илиаде» Гомера:
...и старец имел на Элиде священной: Славных, в ристанье победных
четыре коня с колесницей, Бегом стязаться ходивших,
и был предназначен треножник Бега наградой.
(Перевод Н. Гнедича).
«Установление мира и восстановление игр в 884 году до новой эры признано историческим фактом. Спустя столетие к пелопоннесскому договору присоединились другие греческие полисы и повсеместно признавалось священное перемирие на время олимпийских празднеств — экехерия. <...> Дата первых исторически достоверных Олимпийских игр — 116 год до н. э. Тогда же была начата запись имен победителей и установлена нумерация Олимпиад, проводившихся через каждые 1411 дней в високосный год, которые составляли четырехлетний цикл — Олимпиаду». Победителю-олимпийцу по возвращении домой устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами, а также выкрикивали его имя.
В 106 году до новой эры в число публичных зрелищ вводятся гладиаторские бои. Они собирали несколько тысяч зрителей. «Церемония их открытия была впечатляющим зрелищем. Устроитель игр на колеснице или пешком, в зависимости от занимаемого положения, окруженный толпой друзей и клиентов, объезжал или обходил весь цирк под бурные аплодисменты и одобрительные крики толпы». Во время самого боя «каждая эффектная атака сопровождалась рукоплесканием, каждая ошибка — выкриками и оглушительным свистом». «Когда проигравший сражение гладиатор начинал молить о пощаде, организатор прислушивался к реакции зрителей: как правило, они ясно давали понять, какой из двух финалов предпочтителен. Если зрители хотели, чтобы гладиатор получил missus — помилование, — то поднимали вверх руку, сжатую в кулак; если же они выбирали смерть гладиатора, то кричали «Нос habet» («Пусть он получит (по заслугам)», или большим пальцем руки показывали движение, имитирующее удар меча. Организатор, желающий угодить толпе и снискать ее расположение, как правило, шел навстречу желаниям...».
Таким образом, напрашивается параллель с современной футбольной кричалкой: помимо слова, зрители часто используют разные жесты, выражая свои эмоции. Кроме этого сходства, стоит упомянуть легенду о том, как было придумано название одного из популярных московских клубов — «Спартак». «После длительных споров и бесконечного количества предложений судьбу названия решила книга Джованьоли «Спартак», к месту попавшая на глаза Николаю (Н. П. Старостину — Д. Ф.), когда инициативная группа футболистов собралась у него на квартире для обсуждения этого вопроса.
— Нам нужен девиз, отображающий лучшие качества личности атлета: мужество, волю к победе, стойкость в борьбе, ловкость и силу, верность идее. Вождь римских гладиаторов имел все эти достоинства. Предлагаю назвать общество «Спартак»! — сказал Николай, подняв книгу вверх.
Всем понравилось. На том и порешили».
Развитие различных видов спорта породило множество спортивных кричалок: футбольную, хоккейную, волейбольную, баскетбольную... Имея одну и ту же основу, спортивные кричалки в целом схожи: по месту и манере исполнения, по тематике и идеям. Но при этом нельзя говорить о полной идентичности спортивных кричалок, что объясняется спецификой видов спорта (сравнить: «Шайбу- шайбу!» и «Нужен гол!»). Кроме того, спортивные площадки и стадионы часто становятся местом исполнения «кричалок» политического и националистического характера, особенно часто они звучат во время футбольных матчей.
Футбольная кричалка сегодня — самый распространенный вид спортивных фольклорных текстов. Она возникла с появлением «игры в мяч». «Самая древняя игра с мячом, имеющая схожие черты с футболом, существовала уже в III—II веках до н. э. Исследователи пришли к такому выводу после того, как изучили учебник военных упражнений, относящихся к периоду правления китайской династии Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.). В 136 году до н. э. китайский поэт описал эту игру в стихах. Она называлась цуцзю (tsuh Kuh или tsu chu o cuju — «тсу чу о цуцзюй» — «толкай ногой»). Игроки должны были с помощью ног забросить круглый мяч в маленькую сетку или попасть на ту часть поля, что закреплена за противником. В 2004 году Международная футбольная федерация (ФИФА) признала Китай официальной родиной футбола, хотя это решение до сих пор вызывает споры».
Современная игра в футбол (англ. football) на протяжении XIX века имела множество различных трактовок. «В каждом учебном заведении, — пишет историк футбола К. Дзатцеев, — играли по своим правилам, что практически не позволяло им проводить матчи между собой. Прийти к общему знаменателю удавалось редко. В лучшем случае первый тайм играли по одним правилам, второй — по другим»» — до тех пор, пока в 1863 году не появились первые зарегистрированные Правила игры, созданные на основе документа «Кембриджские правила» от 1848 года и труда священнослужителя Джона Тинга «Простейшая игра» (1862).
Конечно, за 150 лет Правила претерпели значительные изменения, но главная цель осталась прежней — забить как можно больше мячей в ворота соперников за ограниченное время. К слову, первым зарегистрированным футбольным клубом в Англии стал «Шеффилд» (англ. Sheffield Football Club; основан Натаниэлом Кресвиком и Уильямом Престом на базе шеффилдского крикетного клуба 24 октября 1857 года), которому на сегодняшний день 162 года. На звание старейшего футбольного клуба мира претендовали и другие, в частности «Кембридж», но ФИФА официально признала старейшим именно «Шеффилд». 26 декабря 1860 года между «Шеффилдом» и «Хэлламом» был сыгран первый в мировой истории футбольный матч между клубными командами. Другой клуб — «Ноттс Каунти» — старейший профессиональный футбольный клуб в мире. «Ноттс Каунти» был основан в 1862 году еще до создания Футбольной Ассоциации и первоначально играл в игру собственного изобретения, а не в футбол современного типа. В 1888 году «Ноттс Каунти» вместе с еще 11-ю клубами стал учредителем Футбольной Лиги.
Как и во многих странах мира, на Руси существовали игры с мячом, похожие на футбол. Играли мячом, набитым перьями, зимой на льду рек, летом на базарных площадях. Суть игры заключалась в том, чтобы загнать ногами мяч на территорию противника. На разных территориях игра могла называться по-разному: «шалы- га», «кила» и так далее. В «Сибирской Уваровской летописи» описывается, как казаки, основавшие Томский острог (1604), охладев к питью и картам, брали папаху проигравшего, набивали ее тряпками, зашивали и азартно «гоняша до усташа» этот своеобразный мяч на снегу от передних городских ворот к задним. Существует упоминание игры в мяч с таким названием в очерке Н. Г. Помяловского «Женихи бурсы», который был написан в начале 1863 года: «На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч величиною в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену: один из учеников вел килу, медленно подвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону, в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. Запрещалось бить с носка — при этом можно было нанести удар в ногу противника. Запрещалось бить с закилька, то есть, забежав в лагерь неприятеля и выждав, когда перейдет на его сторону мяч, прогонять его до города — назначенной черты. Нарушающему правила игры мылили шею. «Кила!» — закричали ученики: это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место. Им весело».
А вот подробное описание данной игры, зафиксированное в Тени- шевском архиве (Вытегорский уезд Вологодской губернии, 1899 год): «В Никулинской волости в последний день масляной... устраивается настоящее сражение, которое называют игрою в мяч. Сходятся представители двух или нескольких деревень. <...> И вот выходят на реку две толпы мужиков и взрослых парней, человек по 30—40 каждая толпа, назначают места, до которых следует гнать мяч. Мяч шьют из кожи и набивают волосом; величиною мяч обыкновенно с большой арбуз. Толпы сражающихся становятся на реке против середины деревни, одна толпа старается прогнать мяч за деревню в одну сторону, а противная толпа... за деревню в противоположную сторону. Мяч брошен, все бросаются на него и начинают пихать ногами. Играющие сходятся грудь в грудь. Но вот мяч выскочил в сторону, его подхватывает в руки какой-нибудь удалец и старается с ним убежать к цели, но все бросаются за ним и если нагоняют, то противники тузят его кулаками, однопар- тийцы его защищают и тузят противников. Мяч выбит из рук — опять его пинают ногами. Все играющие в конце деревни, недалеко от цели; побеждающая сторона торжествует, патрон их похаживает на берегу петушком и надменно говорит своему противнику: «А что, брат Иван Федорович, с килой тебя мы сделаем на этот год». <...> Побежденные отходят, а победители кричат им: «Кила, Кила, Кила!». Так весь год побежденных и зовут киловниками. Это очень обидная, унизительная кличка...».
Слово «футбол» появилось в России в 80-х годах XIX века вместе с игрой в современный футбол, хотя ее еще долго называли «ножным мячом» или «английской игрой на открытом воздухе». Сначала футбол стал появляться в портовых и промышленных городах. В порты его «завозили» моряки- англичане, а в промышленные центры — иностранные специалисты, которых на заводах и фабриках России работало довольно много.
Первый зафиксированный печатью футбольный матч в России состоялся в сентябре 1893 года. «Петербургский листок» посвятил отчету об этом матче всего несколько строк: «.после пятого нумера был объявлен антракт. В это время публику развлекали господа спортсмены игрой в ножной мяч (football) по программе. Записалось человек 20. Суть игры состоит в том, что одна партия играющих старается загнать шар — подбрасывая ногой, головой, всем, чем угодно, только не руками — в ворота противной партии. Площадь для игры была покрыта сплошь грязью. Господа спортсмены в белых костюмах бегали по грязи, то и дело шлепаясь со всего размаха в грязь, и вскоре превратились в трубочистов. Все время в публике стоял несмолкаемый смех. Игра закончилась победой одной партии над другой».
Первые команды были созданы в Санкт-Петербурге, потом в Одессе, в Николаеве, в Риге и Москве. Со временем футбол стал появляться в других российских городах. В начале прошлого века прошли первые командные соревнования. В 1911 году команды нескольких российских городов объединились и образовали Всероссийский футбольный союз, в следующем году он вошел в состав ФИФА. На 10-е годы ХХ века выпадает и первое упоминание о выкриках болельщиков в художественно-публицистической литературе: «Очевидцы говорят, что, когда Павел Канунников впервые выбежал на зеленое поле в составе команды «Новогиреево» (начало 1915 года — прим. авт.), зрители закричали: — Где вы такого раздобыли? — Куда ему, грешному.»11. Позже Лев Кассиль в романе «Вратарь Республики» (1938) опишет подобную сцену: «На трибунах неприязненно захохотали: — Сними ермолку! — Эй, малый, сними малахай! <...> — Иноходец! — кричали с трибун».
Футбольные кричалки в Англии и других странах мира развивались параллельно, и схожие черты, безусловно, имеются. Факт, что футбольная кричалка существует везде, где есть «игра в мяч». «Древнейшей футбольной песней в мире считается клубный гимн ФК «Norwich City». Он появился в конце XIX века и, скорее всего, был написан для одного из местных любительских коллективов. Болельщики «Норвич сити» адаптировали песню под себя практически сразу же после создания клуба (1902):
In the days to call, which we have left behind,
Our boyhood’s glorious game,
And our youthful vigour has declined
With its mirth and its lonesome end;
You will think of the time, the happy time,
Its memories fond recall
When in the bloom of your youthful prime
We’ve kept upon the ball
Kick off, throw in, have a little scrimmage,
Keep it low, a splendid rush, bravo, win or die;
On the ball, City, never mind the danger,
Steady on, now’s your chance,
Hurrah! We’ve scored a goal.
Let all tonight then drink with me
To the football game we love,
And wish it may successful be
And in one grand united toast
Join player, game and song
And fondly pledge your pride and toast
Success to the City club.
Kick off, throw in, have a little scrimmage,
Keep it low, a splendid rush, bravo, win or die;
On the ball, City, never mind the danger,
Steady on, now’s your chance,
Hurrah! We’ve scored a goal.
Или в переводе:
В памятных днях,
которые мы оставили позади,
Славная игра нашего детства,
Наш юношеский запал пошел на убыль
Со всем своим весельем
и одиноким концом;
Вспомни то время, то счастливое время,
Мгновения которого необходимо помнить,
Когда в самом расцвете нашей юности
Мы вели мяч.
Выбивай мяч, бросай аут, поборись за мяч,
Веди игру низом, поспеши, браво,
выиграй или умри;
С мячом Горожане, не думай об опасности,
Готовься, это твой шанс.
Ура! Мы забили гол!
Пусть все сегодня пьют со мной
За игру в футбол, которую мы любим
И пожелают ей быть успешной
И в одном великом общем тосте
Объединим игрока, игру и песню
И будем горды и провозгласим тост
За успех Горожан!
Выбивай мяч, бросай аут, поборись за мяч,
Веди игру низом, поспеши, браво,
выиграй или умри;
С мячом Горожане, не думай об опасности,
Готовься, это твой шанс.
Ура! Мы забили гол!
В наше время на уникальный, но совершенно немелодичный мотив поется один куплет. Он призывает не обращать внимания на опасности, играть низом и оставаться спокойными. Тогда забьем!
Kick off, throw in, have a little scrimmage,
Keep it low, a splendid rush, bravo, win or die;
On the ball, City, never mind the danger,
Steady on, nows your chance,
Hurrah! Weve scored a goal.
City! City! City!
Выбивай мяч, бросай аут, поборись за мяч,
Веди игру низом, поспеши, браво,
выиграй или умри;
С мячом Горожане, не думай об опасности,
Готовься, это твой шанс.
Ура! Мы забили гол!
Горожане! Горожане! Горожане!
Сегодня на туманном Альбионе особенно популярны так называемые «чанты» (англ. Chant — песнопение), исполняемые без помощи музыкальных инструментов. В России, на территории Восточной Европы, на Балканах большее распространение получили короткие ритмизированные тексты, исполняемые болельщиками. «Сравнивая «чанты» английских фанатов и «кричалки» российских болельщиков, — пишет один из исследователей жанра, О. Купрещенко, — можно заметить ряд схожих тем, например: верность своему футбольному клубу; фанат — двенадцатый игрок команды; поддержка конкретного игрока команды и так далее. Однако «чанты» более образные, но менее конкретные, чем «кричалки». Они красивее и в исполнении, и по содержанию. Но вряд ли «чанты» были бы эффективны в России. Некоторые группы фанатов пытались ввести на стадионах «песнопение». Но и для российских болельщиков, и для игроков российских клубов короткие, резкие «кричалки» привычнее».
Определив историко-культурную основу футбольной кричалки, проследив путь ее развития от простого «выкрика» до фольклорного жанра, мы теперь можем уверенно сказать: как самостоятельный жанр футбольная кричалка уже более 100 лет существует в Великобритании и чуть менее 100 лет — в России.
Вы всё еще думаете, что это не искусство?