Сиренко Л. А. Урок по поэзии А. Ахматовой

 

Аннотация. Знакомство с лирикой А.Ахматовой предлагается в форме интерактивного урока: учащиеся в группах представляют фрагменты биографии, делают анализ предложенных стихотворений.

Ключевые слова: предметность образов, говорящие детали, аскетичность поэтических средств, новаторство формы (эпичность стихов), образ лирической героини.

Abstract. Familiarity with the A.Akhmatova’s lyrics is offered in the form of interactive lesson: students in groups represent the fragments of biography and make an analysis of the proposed poems.
Keywords: substantive images, “talking” details, austerity of poetic means, poetic forms innovation (epic poetry), image of the lyrical heroine.

Тема: психологическая глубина и яркость любовной лирики А.Ахматовой.
Цель: — познакомить учащихся с личностью А.Ахматовой; дать возможность почувствовать красоту и своеобразие её стихов; определить особенности лирической героини Ахматовой; пробудить желание продолжить знакомство с творчеством поэта.

Оборудование: репринтное издание сборника «Вечер», портрет А.Ахматовой работы Н.Альтмана, аудиозапись баллады «Сероглазый король» в исполнении А.Вертинского.

Форма урока — интерактивное общение: класс разбит на группы (4 группы по 4—6 человек).

Эпиграф:

Послушница обители любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки,
Удел - до святости непоправим.

Игорь Северянин

ХОД УРОКА

Знакомство с личностью А.Ахматовой. Вступительное слово учителя

Сегодня нам предстоит познакомиться с личностью и поэзией А.Ахматовой. Одним из необходимых путей открытия поэта должно быть изучение его жизни, которая является основой творчества. «Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта», — говорил И.Гёте.
Каждая из групп получила задание найти наиболее важные и интересные факты жизни Ахматовой: 1 -я группа — детство, образование; 2-я группа — вхождение в литературу, первые сборники; 3-я группа — судьба Ахматовой в судьбе страны; 4-я группа — гражданская казнь и возвращение к читателям.

Сообщения групп, добавления учителя
Комментарий. Так как время на изучение творчества А.Ахматовой ограниченно (1-й урок — «Знакомство с личностью и ранним творчеством»; 2-й урок — «Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой»; 3-й урок — «Патриотическая лирика. Поэма “Реквием”»), то с биографией поэта на первом уроке класс знакомит каждая группа, отбирая самые существенные факты жизни Ахматовой в определённый период. Сообщения ограничиваем по времени, чтобы изучение биографии заняло не более 20 минут. При этом группы могут использовать презентации, иллюстрации и пр.

Знакомство с поэзией А.Ахматовой
Слово учителя
С выходом первого сборника «Вечер» стало ясно: в поэзии появился яркий женский голос. И первое же стихотворение можно считать своеобразным эпиграфом к творчеству, основной темой которого стала любовь в различных её проявлениях, состояниях.
Чтение учителем стихотворения «Любовь».

В яркой плеяде поэтов Серебряного века легко было затеряться, несмотря на поддержку окружения. Ахматова вошла в этот круг уверенно и внесла свой поэтический мир. Каков он? В качестве провожатого при погружении в него возьмём поэта Михаила Кузмина, который был автором предисловия к сборнику «Вечер». Ахматова считала его одним из своих учителей. Кузмин определил основные особенности поэзии Ахматовой, которые впоследствии не раз повторили исследователи и братья по перу.

Задание группам. Предлагаю вам сделанные мною выписки из вступительной статьи М.Кузмина к сборнику «Вечер». Ваша задача - внимательно прочитать их и под заголовком «Особенности поэзии А.Ахматовой» сформулировать своими словами черты поэзии, отмеченные Кузминым.
Выписки из статьи М.Кузмина (распечатаны для каждой группы).
1. «В Александрии существовало общество, члены которого для более острого и интенсивного наслаждения жизнью считали себя обречёнными на смерть. Каждый день их, каждый час был предсмертным». «Поэты же особенно должны иметь острую память любви и широко открытые глаза на весь милый, радостный и горестный мир, чтоб насмотреться на него и пить его каждую минуту последний раз». «И нам кажется, что Анна Ахматова имеет ту повышенную чувствительность, к которой стремились члены общества обречённых на смерть».
2. «Можно любить вещи, как любят их коллекционеры, или привязчивые чувственной привязанностью люди, или в качестве сентиментальных сувениров». «Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определённо упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако, как беличья шкурка, в небе; жёлтый свет свечей в спальне; треуголку в Царскосельском парке)».

- А теперь давайте уточним формулировки.
Группы зачитывают результаты своей работы, формулировки уточняются и записываются в тетрадь в окончательном варианте. Например:
Особенности поэзии А.Ахматовой:
1. Глубина и сила выражения чувств.
2. Предметность образов. «Вещелю- бовь» (Кузмин). Говорящие детали.
- М.Кузмин отметил ещё одну особенность стихов Ахматовой: «Она чужда манерности».
Позднейшие исследователи отмечали лаконизм и аскетичность в выборе поэтических средств (запись в тетради).

В конце предисловия М.Кузмин делает вывод: «перед нами поэт оригинальный», и «новый женский голос, отличный от других и слышимый. присоединился к общему хору русских поэтов».

По словам О.Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». Каждое стихотворение напоминает какой-либо эпический жанр: дневник, новеллу, миниатюру, вырванную из романа страницу. То есть речь идёт, по сути, о новаторстве формы (запись в тетради).

Михаил Кузмин
А.Ахматовой

Залётною голубкой к нам слетела,
В кустах запела тонко филомела,
Душа томилась вырваться из тела,
Как узник из темницы.
Ворожея, жестоко точишь жало
Отравленного, тонкого кинжала!
Ход солнца ты б охотно задержала
И блеск денницы.
Такою беззащитною пришла ты,
Из хрупкого стекла хранила латы,
Но в них дрожат, тревожны и крылаты,
Зарницы.
1912

- Давайте попробуем увидеть особенности поэзии Ахматовой на примере баллады «Сероглазый король».
Это стихотворение, положенное на музыку, является самой короткой в мире балладой. Ахматова не любила его, возможно, потому, что его связывали с вымышленным романом с А.Блоком, который был лишь поэтическим. Но стихотворение может стать яркой демонстрацией только что названных особенностей лирики.
Звучит баллада «Сероглазый король» в исполнении А.Вертинского.

Учащиеся называют такие черты поэзии Ахматовой, как эпичность (баллада), предметные образы, которые связаны с глубокими душевными переживаниями и как бы задержались помимо воли в памяти лирической героини в момент ещё до конца не осознанной потери (осенний вечер, охота, старый дуб, трубка, камин, шелест тополей). Художественные средства достаточно скромны и ограничены эпитетами: «безысходная боль», «сероглазый король», «спокойно сказал», «старый дуб», «ночная охота».

— На примере баллады несложно определить черты лирической героини. Какая она?
Способная на глубокие, сильные чувства, смиренная, с достоинством переживающая печаль, любовную потерю.
— Совпадают ли автор и лирическая героиня?
Нет, в этом стихотворении наглядно видно, что черты лирического героя создаются на основе переживаний, а не поступков. Поэтому не стоит искать в стихах реальные события, следы биографии.

Образ лирической героини Ахматовой отразился не только в стихах, но и в живописи, более того — создавался одновременно с ним. Наиболее удачно выражен он в портрете Натана Альтмана. Художник-авангардист соединил в нём реальное и воображаемое. Фигура Ахматовой в кресле, лишённом опор, как бы плывёт в пространстве, унося её в поэтические фантазии. При этом ощущается женственная хрупкость и сила характера, страдальческий излом и высокая умиротворённость.

Самостоятельный анализ стихов Ахматовой в группах по следующей схеме:
1. О каких любовных взаимоотношениях идёт речь?
2. Как раскрыты эти чувства?
3. Какова лирическая героиня?
4. Какие художественные средства использованы поэтом?
1-я группа — «Молюсь оконному лучу».
2-я группа — «Сжала руки под тёмной вуалью...».
3-я группа — «Песня последней встречи».
4-я группа — «Дверь полуоткрыта.» (или «Я научилась просто, мудро жить.»).

Подведение итогов
— Какое представление о личности и поэзии Ахматовой вы получили на уроке?
— Как вы понимаете строки стихотворения И.Северянина об Ахматовой, взятые в качестве эпиграфа?

Словарь
Послушник — в русских православных монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству, не называются монахами и не носят монашеской одежды. Исполняют разные послушания, то есть выполняют всякие работы в храме и по монастырскому хозяйству.
И.Северянин очень точно определил и место Ахматовой в поэзии, и смысл служения ей. 

Домашнее задание: познакомиться с биографией Н.Гумилёва, выбрать наиболее интересные факты его биографии и подготовить сообщение о них (возможно использование презентации, иллюстраций).

Задания по желанию:
— написать новеллу, миниатюру или страничку дневника по любому стихотворению Ахматовой «История одной любви»;
— закончить анализ стихотворения, предложенного на уроке, или любого другого;
— написать произведение, посвящённое А.Ахматовой.

Например:
Анастасия Касьяненко
Всегда любила!

Здравствуй, дорогая Анна!
Тебе я посвящаю эти строки.
Ты как святая! Богом данная!
Любви учила, жизнь свою пророча.
Когда ты в Евпатории жила,
Тебе шестнадцать только наступило.
Шестнадцать мне исполнилось едва,
И творчество твоё меня пленило!
Как птица, независима, вольна!
Как лебедь, ты мила!
Сильна, как ветер!
Не перестанут люди никогда
Любить тебя!
Любить на всей планете!
Я нахожу тебя в своих стихах:
Переживанья чувствую, сомнения.
Не превратятся твои строки в прах,
И не умрут твои стихотворения!
Цветов, подарков, радужных оваций,
Ты, дорогая Анна, не просила.
Наполнена и нежностью и грацией,
Любила ты, всегда любила!


ЛИТЕРАТУРА
1. АХМАТОВА А.А. Собр. соч.: В 2 т. - М.: Правда, 1990.
2. АХМАТОВА А. Вечер. Стихи. — М.: Книга, 1988.
3. КОВАЛЕНКО С.А. Анна Ахматова. — М.: Молодая гвардия, 2009. — С. 347: ил. — ЖЗЛ.
4. ФОКИН П. Ахматова без глянца. — СПб: Амфора, 2008. — С. 474.
5. Наша история. Сто великих имён. Анна Ахматова. — № 31. — ООО «Де Агостини», 2010.


СИРЕНКО Лидия Александровна —
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11», г. Евпатория, Республика Крым