Первушина Е. Искусство слушать и слышать

 

Представьте себе, что вам нужно написать под диктовку такие строки из стихотворения Елены Щукиной:

Вот сорвал я длинный пру...
И гоню гусей на пру...

Какие согласные должны быть в конце этих слов? Они звучат очень похоже, но одно означает длинную тонкую палку, а другое — маленький водоём. И писать их нужно по-разному. Вопрос только в том, где поставить букву «д», а где «т»?

Слова, одинаково произносящиеся, но различающиеся по написанию и значению, называются омофоны. Слово «омофон» включает в себя два греческих корня: «омо» — «одинаковый» и «фон» — «звук» (последний корень есть в таких словах, как «телефон», «магнитофон», «ксилофон» и т. д.).

Омофоны — ближайшие родственники омографов — слов, которые пишутся одинаково, но произносятся с разным ударением (зáмок — замóк, áтлас — атлáс), и омонимов — слов, у которых совпадают написание и произношение, но различаются значения (среда — день недели, среда обитания).

Вот ещё несколько примеров омофонов:

маг — мак,
грипп — гриб,
спеши — спиши,
посидела — поседела,
отварить — отворить,
луг — лук.

У второго слова из последней пары, как известно, есть омонимы. «Лук» — это и оружие, и огородное растение. Ещё это слово употребляют в значении «внешность, образ», например «модный лук» (в этом случае мы имеем дело также с омофонами, причём из разных языков, потому что слово происходит от английского «look» — взгляд).

Коварство омофонов в том, что полагаться на слух, чтобы понять, как правильно написать тот или иной вариант, нельзя.
Что же делать? Надо изменить слово так, чтобы «сомнительный звук» был слышан ясно. Если это согласный звук, то достаточно подобрать такую форму, чтобы за непонятным согласным следовал гласный.

Прочитав в стихотворении про гусей следующие две строчки:

Гуси-гуси — кто куда! —
Щиплют травку у пруда,

мы сразу поймём, что гуси идут к пруду, а их погоняют прутом.

Вот ещё пример. Четверостишие из стихотворения детской поэтессы Ольги Фокиной:

Пло... не качался.
Качалась осока,
Да шевелили кувшинки
головками.
Не было солнца, и с неба высокого
Звёзды смеялись глазами-безбровками.

О чём идёт речь: о плоде, висящем на дереве, или о плоте, плывущем по озеру? Достаточно прочитать следующее четверостишие, и всё сразу станет ясно.

Плыли. Вода была — как чернила.
Только костёр с плота отсвечивал.
Озеро тайны нам не открыло.
Больше скитаться нечего.

Слово «плот» стоит здесь в родительном падеже, после него появилась гласная, и мы уже не ошибёмся.

Теперь попробуем разобраться с гласными в словосочетаниях: «дремучие л...са» — «хитрая л...са». Где нужно ставить «е», а где «и»? Достаточно поставить «сомнительный» звук под ударение. Сделать это в данном случае очень просто: «дремучий лес» — «хитрый лис».

Зачастую, чтобы выбрать правильное слово из пары омофонов, нужно постараться понять его значение.
Например:

Развести костёр в дождь —
тяжёлый тру…
Здесь пригодится сухой тру...

Слово «труд» означает «дело», «работа» (вспомните пословицу «без труда не вытянешь рыбку из пруда»). А легко воспламеняющийся от искры материал, который применяли в древности для разведения костров, называется «трут», по названию гриба-трутника (трутовика), из которого его изготавливали. Если вы вспомните об этом или найдёте значение слова в толковом словаре, то никогда не перепутаете слова и легко разберётесь, где нужно писать «д», а где «т». Или, если вы знаете, что тушь — чёрная (или цветная) — это краска для черчения, рисования или письма, а туш — короткое торжественное музыкальное приветствие, то сразу догадаетесь, о чём идёт речь: о том, что играет оркестр на праздниках, или о том, что можно купить в магазине в отделе канцелярских товаров.

Подведём итог. Не ошибиться в написании омофонов очень просто: для них работают те же правила, что и для других слов, в которых неясно слышится один из звуков. Нужно изменить слово так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением, а согласная — перед гласной. Если же сделать это невозможно, загляните в словарь и проверьте, как пишется слово в подходящем значении.


Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/39060/