Ладыжец В. В. Очарование Италией: калейдоскоп впечатлений
Все статьи проекта "Маршрут построен!"
«Мне все труднее давать отчет
о своем пребывании в Италии;
это как с морем: чем дальше входишь,
тем глубже оно становится…».
И. Гёте «Итальянские путешествия»
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ
Это «вечное» изречение стало актуальным для школьников и студентов Новосибирска. Группа из 42 человек – совсем не случайное собрание туристов – все, как один, нацеленные и ожидающие увидеть признанные мировые шедевры старого и нового искусства. Программа «Итальянские каникулы» была организована менеджерами замечательного агентства «Каникулы С» по заявке Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Очень приятно было сотрудничать с учащимися и начинающими творить молодыми архитекторами, художниками, дизайнерами, актерами, будущими лингвистами и бизнесменами, а также их преподавателями.
Путь к Риму был долгим, и сложившиеся теплые отношения стали счастливым "приложением" ко всем впечатлениям от путешествия.
До Италии из Новосибирска мы добирались сложным маршрутом – познавательным и экономным: до Бреста – поездом, а далее - на комфортабельном автобусе через Польшу, Германию и Австрию.
В транзитных странах нам показали города Варшаву, Берлин, Дрезден. Мы проезжали через Альпы и легендарный Инсбрук. Каждый день был насыщен посещением самых главных и представительских мест новых городов.
В Варшаве осмотрели Старый город с заново отстроенными памятниками.
После Второй мировой войны Варшава представляла собой груды развалин. Сегодня же все исторические комплексы и здания тщательно отреставрированы с сохранением первоначального вида. В истории взаимоотношений наших стран имел место такой факт, что в 50-е годы СССР отстроил в Варшаве огромный подарок - знаменитую московскую высотку, аналогичную МГУ. Сейчас там размещены Дворец культуры и науки, в котором - Академия наук, Польский комитет ЮНЕСКО, международный клуб писателей, несколько театров и музеев, экспозиционные залы, рестораны, спортивные залы и бассейн. Для россиянина, посещающего Варшаву, это своего рода кусочек Родины. Однако нашему гиду Наташе на белорусско-польской границе польский таможенник заявил: «Ну что, едете на свой подарок смотреть, так заберите его обратно, он нам не нужен». Как относиться к подобному мнению? Несмотря на неприветливый прием на границе, Варшава и вся увиденная из окон автобуса Польша нам очень понравились.
Глаз радуется сменяющимся картинкам польского ландшафта: лесов, садов, сказочных коров, пасущихся среди цветов на заливных лугах, неповторимых домов и домиков в очаровательных розах, гортензиях, геранях…Балконы домов любовно ухожены заботливыми хозяевами – настоящими дизайнерами.
Берлин - второй город в нашей программе, соизмеримый по площади с нашей Москвой. За один день мы проехали и прошагали многие километры с осмотром исторических и современных достопримечательностей.
По итогам Потсдамской конференции Берлин был разделен на 4 зоны оккупации, из которых в 1949 году были образованы Западный и Восточный Берлин. В 1961 году из-за непрекращающегося оттока жителей из Восточного Берлина в Западный части города были разделены в ночь с 12 на 13 августа печально знаменитой Берлинской стеной. Падение стены произошло 9 ноября 1989 года, когда Берлин стал столицей объединенной Германии. Для потомков оставили кусок стены в 4 км со знаменитым поцелуем Брежнева и Хоннекера.
По замковому мосту мы добрались до музейного острова, где посетили Старый музей Берлина. Здание музея - первая постройка музейного острова в классическом стиле. (1823-30 гг., арх. К. Шинкель). Главная экспозиция музея – античное собрание Фонда прусского культурного наследия, греческая и римская скульптура. Полюбовались Берлинским Домским собором (протестантский кафедральный собор, усыпальница династии Гогенцоллернов), побывали в здании Рейхстага, погуляли по Унтер-ден–Линден. На площади Парижа осмотрели Бранденбургские ворота - национальный символ Германии, построенный в 1788-91 гг. арх. К. Лангхансом в стиле раннего классицизма. Прообразом ворот послужили знаменитые Пропилеи афинского Акрополя. Совершили экскурсионную прогулку по маршруту двухэтажного автобуса № 100 от Александрплатц до Зоологишенгартен, выходили на остановках, чтобы осмотреть улочки и парки.
Площадь Александрплатц названа в честь русского императора Александра I, который в 1805 году нашел в лице прусского кайзера союзника по борьбе с Наполеоном I.
В менее чем километре от центра политической жизни столицы с разрешения властей разместился парк, где загорают нудисты. В Германии сотрудникам офисов принято одеваться каждый день в новую одежду – иначе - не солидно, а быть полностью без одежды в столичном парке – пожалуйста. Мы были предупреждены гидом Наташей и реагировали соответственно. Протестантская Германия предстала во всей своей красе.
Берлин – красивейший, богатейший европейский город, очень чистый, яркий, строгий, торжественный и вычурный одновременно. Около Бранденбургских ворот нас приятно удивил и растрогал игрой шарманщик. Как из старой доброй сказки. В самых разных уголках города у входов в кафе и магазины стоят гигантские скульптуры медведей - символа Берлинского фестиваля.
Прощай Берлин, мы продолжаем путь в Италию. Ночь в автобусе пролетела незаметно, и с утренним рассветом предстала Австрия. 70 % территории этой страны - горы Альпы. Из окон автобуса по обеим сторонам видны застывшие панорамы зеленых и заснеженных гор, сменяющихся небольшими поселениями. Высоко в горах в расщелинах можно было увидеть старинные замки и храмы. Многообразие возвышающихся повсюду куполов церквей и колоколен удивляло не только численностью, но и уникальностью архитектуры. Автобус проскочил мимо знаменитого Инсбрука – столицы трех зимних олимпиад.
И вот, наконец-то мы в Италии.
Первый город на нашем пути – Верона – столица любви – это первая и главная ассоциация. Шекспир развернул действие трагедии в средневековом городе, обессмертив безграничную любовь Ромео и Джульетты. Были ли эти герои реальными жителями Вероны или нет, но устойчиво существует и востребован миф в современной культуре о вечной любви. Есть и романтический дом семейства Капулетти, и балкон, на котором девушка внимала страстные речи своего возлюбленного. Во дворе дома установлена бронзовая статуя Джульетты, являющаяся объектом непрекращающегося паломничества туристов со всего света. Это первый памятник, к которому повела нас Наташа.
Сегодня Верону называют жемчужиной, скрывающей за изящными фасадами своих дворцов славу многовековой истории. Бурное развитие этого поселения из-за выгодного географического положения на реке Адиджи началось с присоединения к Римской империи в I веке до н.э. Главным древнеримским памятником является знаменитый на весь мир амфитеатр «Арена». Величественное строение из розового камня сохранилось почти неразрушенным в течение двух тысячелетий. В 1913 году, в год столетия Джузеппе Верди, на веронской «Арене» для 25 тысяч зрителей прозвучала «Аида». Этот год стал рождением самого большого в мире оперного театра. С тех пор ежегодно здесь проводятся оперные сезоны, превратившие «Арену» в центр современной культуры.
Несмотря на палящее солнце, мы прошагали по узким средневековым улочкам, дворикам, любовались превосходными, изысканными памятниками архитектуры и тем, как бережно их сохраняют для потомков. Несколько часов, проведенных в Вероне, изменили мировосприятие, подготовили глаза и сердце для новых потрясений.
Следующим местом нашего пребывания стал курортный городок на Адриатическом побережье – Лидо ди Езоло. Здесь мы остановились в отеле на три дня, совершив поездку в Венецию.
Экскурсия в Венецию - автобусно-водно-пешеходная. По самому длинному в Европе мосту (4 км) мы добрались до пристани, пересели на кораблик, который нас доставил до причала площади Сан Марко «…несравненный причал, невообразимое сочетание фантастической архитектуры…» - так описал его Томас Манн.
Поэты с помощью одного слова часто способны передать состояние души или образ. Что я почувствовала от приближения к чудо–образу, Венеции? – Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Я – не поэт, но если попытаться выразить ассоциацию одним словом, то Венеция – это восторг. Здесь невозможно быть равнодушным. Пятнадцать веков славной истории Венеции придают этому городу волнующий блеск. Она знала и взлеты, и забвения, и десятивековую демократию.
Венеция - самый удивительный город в мире, стоящий на 118 островах, соединенных 400 мостами. Здесь нет наземного транспорта, почти нет растительности. Основными транспортными артериями служат Большой Канал и многочисленные «каналетто», по которым плавают гондолы и катерки. Борьба за жизненное пространство сделала венецианцев очень восприимчивыми к красоте. Благодаря огромной любви к своему городу жители построили его на миллионах свай, вбили их в глинистый грунт, украсили дворцы мрамором, мозаикой, лепниной, росписью, позолотой, превратив город в «Бриллиант Адриатики». В Венеции проживает 60 тысяч жителей, им есть, чем гордиться. Этот город с уникальной венецианской архитектурой, в котором творили великие Тициан, Тинторетто, Джорджоне, Веронезе, Петрарка, Босх, Донателло. Здесь зародились жанры искусства и культуры: балет, опера, маскарады, кафе, казино, музыкальные вечера. Мы наблюдали необыкновенное мастерство стеклодувов. Народная комедия масок стала классическим образцом драматургии. Венеция и карнавал – почти синонимы. С 1980 года в Венеции возобновлена традиция славных костюмированных карнавалов.
Венеция ежегодно тонет. Чтобы остановить этот процесс, из России будет поставляться лиственничный брус. Приятно осознавать поддержку нашей родины великому городу.
В жару в Венеции можно напиться из любого фонтана, вода здесь не просто чистая, она ещё и очень вкусная. На вопрос гиду: «Откуда питьевая вода?» последовал ответ: «Из Альпийских гор».
Экскурсия по Венеции началась в самом центре на площади Святого Марко (Пьяцца сан Марко). Здесь сконцентрированы символы религии (базилика), политической власти (Дворец Дожей), власти судебной (Прокурации), культуры (библиотека «Марчана»). Пьяцца сан Марко была свидетелем процессий, кортежей, празднеств, спектаклей, карнавалов, публичных казней. От площади открывается вид на море и символ города – колонны с крылатыми львами Святого Марка. Кинематографический мир высоко ценит Венецианский кинофестиваль, где победителей награждают золотой статуэткой крылатого льва.
История базилики Святого Марка началась в 832 году с постройки для хранения святыни – мощей Евангелиста Марка, спасенных венецианцами из захваченной мусульманами Александрии. С тех пор Святой Марк считается покровителем Венеции. Современной христианской базилике Сан Марко около тысячи лет. Уникальное здание с четырьмя тысячами квадратных метра мозаики построено в трех стилях: византийском, романском, готическом.
Розоватое кружевное здание Дворца Дожей служило резиденцией дожей (правителей) и центром политической власти города-государства. Здесь работали политические, административные, судебные и военные структуры, действовала тюрьма. Тюрьму дворца и залы Трибунала соединял Мост вздохов. По нему шли, вздыхая, узники, обреченные на страшные наказания. Мост - архитектурная достопримечательность Венеции. Он выложен из белого камня, ажурно украшен барельефами Правосудия между двумя львами, скульптурными масками.
Под мостами скользят многочисленные гондолы – легкие лодки длиной 11 метров, шириной – 1,5 метра. Красивые гондольеры одеты в традиционную униформу: черный костюм, тельняшку, соломенную шляпу с лентой. Они, как и много веков назад, и сегодня поют итальянские песни своим попутчикам. От «присутствия» далекого средневековья приходишь в состояние нереальности сегодняшнего дня.
Улочки Венеции узкие, по ним можно идти по одному, придерживаясь своей стороны. Все первые этажи домов - магазины, кафе, отели. Где-то сидят нищие, прося милостыню, кто-то зарабатывает, стоя на пьедесталах, под палящим солнцем в карнавальных одеждах, платьях эпохи средневековья. Мы видели музыканта, нашего соотечественника, виртуозно играющего Чайковского на наполненных водой стаканах. На крики публики: «Браво!», он с благодарностью отвечал на чистом русском: «Спасибо».
Рассказ о Венеции не может быть полным и без упоминания о бесчисленной стае разбалованных голубей на площади Сан Марко, кормежка которых, как обязательный ритуал, происходит буквально всеми туристами. Голубь, как сказала нам экскурсовод, - тоже символ Венеции, как лев, как гондола и вся площадь Святого Марка с её архитектурными шедеврами. Восторг и радость, а также печаль. В глазах дымка от переполнения чувств и слез, – нам пора расставаться, уезжать за новыми знаниями и впечатлениями.
Впереди Флоренция. Если попытаться одним словом определить Флоренцию – это благородство. В переводе с латинского Флоренция означает «цветущая». Общепринято считать, что в 59 году до н.э. во время апрельских празднеств (Floralia) римский император устроил на берегах Арно военную колонию. Подобно древним Афинам и Иерусалиму, Флоренция в истории цивилизации играет роль светоча. Здесь европейская культура познала почти все возможные государственные формы: от владычества эпископов до правления цехов, от народной демократии до теократической республики, от просвещенного абсолютизма до городской коммуны. В 1860 году в результате плебисцита Флоренция присоединилась к Итальянскому королевству, а с1864-1870г.г., когда Рим ещё оставался папским, служила столицей объединенной страны.
Значимую роль в европейской истории сыграла семья богатых банкиров Медичи (в прошлом – медики), давшая семь великих герцогов, четыре Папы, два французских короля. В период правления Лоренцо Медичи Флоренция вступает в эпоху расцвета, становится главным центром европейского гуманизма, центром мировой культуры, городом, где возникло и расцвело новое искусство – искусство Возрождения.
Здесь творили и оставили для потомков свои шедевры великие мастера: Донателло, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Джотто, Данте, Петрарка, Боккаччо, Макиавелли, Галилей, Челини, Брунеллески и многие другие. Благодаря творениям этих мастеров город навеки останется выдающимся памятником величайшего взлета человеческого гения. Символом города является родовой герб семейства Медичи – белая лилия на красном фоне.
Мы были во Флоренции несколько часов, посетили самые главные площади, дворцы, храмы, погуляли по улочкам, набережной. Во Флоренции существуют два городских центра: светский, политический - на Пьяцца дель Синьория и религиозный – на Пьяцца дель Дуомо, на которой находится один из самых больших католических соборов мира Санта Мария дель Фьоре со знаменитым куполом Брунеллески, Баптистерием (крестильней) и Кампанилой (колокольней) Джотто.
Но самым прекрасным храмом во всей Италии называют Базилику Санта Кроче (Святого Креста). Здесь трудились лучшие мастера: Джотто, Донателло, Канова, Бартолини. Это национальный пантеон, где погребены люди, составившие славу страны - Галилей (только в 1992 году был реабилитирован Папой Иоанном Павлом II), Микеланджело, Россини, Альфьери, Макиавелли, Фосколо, Гиберти.
В 1817 году Флоренцию посетил французский писатель Мари-Анри Бейль, известный под псевдонимом Стендаль. В книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описал посетившие его чувства: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей».
Позже такое эмоциональное состояние, возникающее от лицезрения красоты природы или произведений искусства, назвали Синдромом Стендаля.
Бог создал Италию по замыслу Микеланджело.
(Марк Твен)
Во Флоренции очень много мест, где творил гениальный мастер, на Пьяцца дель Синьория находится музей под открытым небом. Среди его экспонатов знаменитый Давид Микеланджело (копия) – образец гармонии и красоты.
Одной из самых значительных галерей с собранием сокровищ европейского искусства называют Флорентийскую Уффици. Здесь сосредоточена вся история европейской культуры, начиная с 14 века и кончая современностью. Высокое Возрождение представлено здесь такими авторами, как Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Верроккьо, Леонардо да Винчи, Караваджо и другие.
Во время Второй мировой войны Флоренция подверглась почти полному уничтожению. Сохранился лишь один удивительный красоты мост через Арно – Понте Веккио. Всех нас посетил во Флоренции синдром Стендаля. Уезжая в новые итальянские города, я поняла, что очень хочу сюда вернуться.
Пиза – маленький городок с 80 тысячами населения расположен недалеко от Флоренции. Всем известна падающая Пизанская башня (56 метров – высота и 5 метров – откос) – еще один символ Италии – восьмое чудо света. Я назвала этот город одним словом диво, потому что здесь находится удивительной красоты уникальный, выдержанный в едином архитектурном стиле (романо-пизанском) комплекс, состоящий из Собора в честь Девы Марии, Баптистерия, Колокольни (Пизанской башни) и Кампосанто (кладбища). Мне это место напомнило славный, дивный остров Буян из сказки Пушкина «О царе Салтане».
Сиена – средневековье. Здесь его особенно ощущаешь. Исторический центр представлен сплошь средневековыми каменными постройками. Узкие улочки, выложенные в орнаменте площади, соборы, фонтаны. В Кафедральном Соборе Сиены – барельеф работы Микеланджело Святых Петра и Павла. Самое главное для города событие, которое является визитной карточкой Италии во всем мире, – это скачки Палио – соревнование и праздник одновременно.
И вот он, долгожданный Рим. Ассоциации, возникающие при упоминании Рим, - древность, мифы, цивилизация, государство, латынь, право, империя, христианство, искусство, Колизей, форумы... Вечный город! И, если одним словом – триумф.
Он и предстал перед нами величественным, легендарным, таинственным, блестящим, роскошным, монументальным. Весь исторический центр – большой памятник, музей под открытым небом, «музыка, застывшая в камне», фейерверк неповторимых фонтанов.
«Город семи холмов и всей земли повелитель» был основан в 753 году до н.э. Остается загадкой, как из скромного поселения возникла великая империя. Древний историк заметил, «римляне были не люди, они были титаны». Сокровища, стекавшие в Рим, сделали его ко II веку н.э. не только самым большим, с населением свыше двух миллионов человек, но и самым благоустроенным городом. Поражает всё: белокаменные стены многоэтажных зданий, дворцы, храмы, театры, стадионы, огромные культурно-оздоровительные комплексы, называемые «термами», квартиры с центральным отоплением, водопроводом и канализацией… Грамотность населения достигла тогда почти 100 процентов.
В 313 году Константин дал свободу христианскому культу, а в 380 году Феодосий объявил христианство государственной религией. На Лютеранском холме Рима находится государство Ватикан. Земля была подарена Римскому епископу императором Константином в IV веке н.э. для постройки Собора над захоронением Святого Апостола Петра, принявшего в 67 году мученическую смерть. После падения Западной Римской империи в V веке н.э. на Аппенинском полуострове возникло множество карликовых государств – королевств, княжеств, герцогств, республик и т.д.
756 - год образования государства Ватикан, управляемого Церковью, с названием Папская область со столицей Рим, включающего в себя все центральные провинции Италии. В 800 году в праздник Рождества Христова Папа Лев III впервые короновал Императора Священной Римской Империи Карла Великого.
В XI веке, когда католическая церковь отделилась от православной, высший иерарх стал называться Папой. Все Папы начали вести свой отсчет от Святого апостола Петра, называемым первым Папой.
Но вскоре Папство вступило в затяжной конфликт со Священной Римской Империей. Жизнь в Риме замерла в период «Авиньонского пленения пап», с 1309 г. по 1377 г. Папы были вынуждены перенести свою резиденцию в город Авиньон. Тогда население Рима едва превышало 20 тысяч человек, что, впрочем, было гораздо больше, чем Парижа или Лондона. Рим мог превратиться в святые руины, т.к. за годы отсутствия Папы в нем было разрушено все, что составляло собственность церкви. Но свершилось чудо – у престолов монархов и церковных иерархов зазвучал голос монахини Екатерины Сиенской (в Сиене мы посетили храм, построенный в её честь): «Рим не может оставаться без Папы, надгробье Святого Петра не может быть брошено без присмотра его, Святого Петра, наследника». Так началось возрождение облика города Рима уже с центром в Ватикане.
Явление Папства достаточно драматично. Были папы – разбойники и развратники, но были и философы, и святые. Большинство пап интересовала власть, а не благочестие. Среди пап, а всего их история знала 256, однажды была даже женщина, умело скрывающая свой пол. Она была разоблачена во время родовых схваток. Её казнили, а с тех пор каждый папа перед принятием сана садится на специальный стул, где удостоверяет свой пол.
Папскую эпоху Возрождения (последняя четверть XV века – первая половина XVI века) называют Золотым веком Римской Империи. В XV веке, поняв на примере Флоренции эпохи Медичи, как велико значение искусства и культуры, Ватикан стал в Риме инициатором мощного художественного течения. Среди выдающихся пап, сумевших придать Риму и Ватикану ренессансный блеск, - Сикст IV, Юлий II, Лев Х. Они заложили традиции архитектурного строительства исключительно в декоративном и художественном вкусе, традиции собирательства произведений искусства, прекрасных библиотек не только церковной, но и светской литературы, для чего привлекли таких мастеров как Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Челлини. Так Рим приобрел свои роскошные декорации – фасады, фонтаны, сады, памятники, в сооружении которых состязались Бернини и Борромини.
Потом наступила новая трудная эпоха. В конце XVIII века Европу потрясла Французская революция. Папу Пия VI силой увезли во Францию. Родилась эфемерная Римская Республика. С падением Наполеона папство воспряло, особенно в лице властного Пия IX. Одновременно в Италии развернулось движение за воссоединение страны. 20 сентября 1870 года итальянские войска вошли в Вечный Город, ставший опять столицей нации. Папа, закрывшись в Ватикане, объявил себя узником. 26 января 1871 года Папу лишили светской власти, а в 1929 году полувековое противостояние папства и итальянского государства завершилось Лютеранским соглашением, при котором средневековое церковное государство было ликвидировано окончательно, но образовано новое религиозное государство «Город Ватикан».
Папа Римский стал официальной главой западного христианства и, одновременно, государем этого маленького государства. Территория 47,5 га (для сравнения – Московский Кремль – 27 га), население – около 1000 человек. Гражданство не наследуется, а даруется за особые заслуги. Ватикан имеет богатейшие банки, газеты, журналы, научные институты и университеты, посольства в 140 странах мир, свою гвардию.
Фашистский режим Муссолини поставил своей целью вернуть Риму помпезное имперское величие. Затем – Вторая мировая война, вторжение нацистов, героическое сопротивление римлян, англо-американская оккупация, падение монархии и рождение республики.
В сегодняшнем Риме бок о бок соседствуют монументы разных исторических эпох: античности, средневековья и современности. Четырехмиллионный город принимает многочисленных паломников - туристов со всех уголков мира. Поистине – все дороги ведут в Рим.
Наше знакомство началось с площади Святого Петра – мирового центра паломничества христиан. Это очень гармоничное пространство, обрамленное колоннадой Бернини из 284 дорических колон, увенчанных 142 статуями христианских подвижников. В центре – египетский обелиск (языческий символ) с христианским символом - крестом с частицей голгофского креста.
Строительство Храма Святого Петра предпринял в 1506 году папа Юлий II. Работы были поручены Браманте. С 1514 года возведением собора занялся Рафаэль, с 1546 года – Микеланджело.
Это самый большой храм христианства. Его длина по оси – 230 метров, высота потолка – 38 метров, высота купола – 136 метров. Собор вмешает до 60 тысяч человек. Гигантский Центральный балдахин Бернини на спиралевидных колоннах, прикрывающий большой папский алтарь над гробницей с мощами Святого Петра, - 33 метра высотой.
Мы начали осмотр с капеллы, где находится Пьета - шедевр Микеланджело, высеченный из цельного камня в 1500 году. Гению тогда было 24 года. Это самое проникновенное творение мастера на эту тему, воплощение нежности материнской любви. Рядом – святые ворота, которые открываются накануне Рождества Христова один раз в 25 лет. Проход через них, по легенде, снимает все грехи у кающихся паломников.
Потрясают воображение наличие в Соборе стеклянных гробов с нетленными мощами понтификов, бронзовая статуя Святого Петра, у которой ступни стерты от поцелуев паломников, роскошь убранства, росписи, скульптуры, мраморный трон, алтарь Кафедры Петра.
Гигантский ансамбль Ватиканских дворцов – Музеи Ватикана - состоит из 1400 помещений, состоящих из анфилады залов и станц (комнат) длиной до 7 км. Жемчужиной Ватикана является Сикстинская капелла, расписанная лучшими итальянскими художниками. Но их работы меркнут в сравнении с фресками работы великого Микеланджело. Это самый значимый памятник фресковой живописи в мире. Сикстинская капелла (ширина 13,2 м, длина – 40,5 м, высота – 20.7 м) построена в конце XV века Джованни Дольчи, как имитация Ноева ковчега. Плафон, алтарную стену и своды Микеланджело расписал в одиночку за 5 лет с 1508 по 1512 г.г., всего около 700 кв.м площади. Среди этой композиции особенно потрясает прославленная фреска «Страшный Суд».
В Сикстинской капелле в период избрания очередного папы собирается для голосования конклав кардиналов. Последний раз это случилось в апреле 2005 года после смерти Иоанна Павла II и избрания нового Папы Римского Бенедикта XVI.
В 1508 году папа Юлий II поручил заниматься декорированием дворцовых залов 25 летнему флорентинцу Рафаэлю, который создал множество шедевров, в том числе цикл из четырех Станц (комнат). Среди них – знаменитая Афинская школа, аллегорически представляющая древних мудрецов, предтеч христианства.
Другие сюрпризы музеев – Пинакотека, Галерея географических карт, Галерея шпалер, Галерея канделябров, зал с колесницей. Заканчивается экскурсия спуском по королевской лестнице, охраняемой швейцарскими гвардейцами из армии Ватикана. (Костюмы у гвардейцев точно такие же, как во времена Ренессанса, разрабатывал их сам Микеланджело).
Продолжение экскурсии следует в самом Риме. Прославленных, триумфальных символов в Риме очень много. Это площадь Капитолия, построенная по проекту Микеланджело, площадь Венеции, площадь Испании, Пьяцца Навона, Пантеон всех богов с захоронением Рафаэля, Виктора – Эммануила II, Римские фонтаны: Треви, «Лодочка», Четырех рек, фонтан Нептуна. Античные форумы, Арки, обелиски, дворцы, мосты, скульптуры, лестницы.
Но главной достопримечательностью Рима считается Колизей – амфитеатр Флавиев – самый великий «колоссальный» памятник древности, построенный за 5 лет к 80 году н.э. Его называют шедевром строительного искусства. 188 м – длина продольной оси овала, 150 м – поперечной оси, высота около 50 метров. Сегодня он полуразрушен. Каррарский белый мрамор и травертин потребовались для постройки других памятников – базилики Святого Петра и дворца Венеции.
Говорят, что итальянцы очень похожи на русских, только более темпераментны. И мы это почувствовали.
Для меня Рим был городом далекой заветной мечты с самого детства, после просмотра фильма «Римские каникулы». Он представлялся недосягаемым, таинственным, чаще праздничным, немного будничным, но всегда величественным. Сегодня я счастлива - моя мечта осуществилась. Брошена монетка в фонтан «Треви», я обязательно вернусь и похожу по знаменитым улицам, площадям и музеям.
Наша программа «Итальянские каникулы» включала и посещение Неаполя – итальянского города с древнегреческой культурой и французской готической архитектурой, и раскопок города высочайшей древней цивилизации - Помпей, погребенного под толстым слоем (7 метров) вулканического пепла во время извержения Везувия в 79 году н.э.
Для меня Неаполь остался в памяти, как родина Санта Лючии, а Помпеи – катастрофа великой античности.
Путь домой был также очень необычен. Мы посетили главный парк развлечений в Италии – Гардалэнд. Это целый городок аттракционов: веселых - для детей и экстремальных – для взрослых. С красивыми декорациями, иллюминацией и фейерверками, живыми скульптурами, экзотическими ландшафтами, сказочными персонажами и кукольной анимацией, реками, фонтанами, железными дорогами, видеосалонами и концертными площадками. Одним словом – адреналин, позитивная встряска эмоций.
Последний город нашей программы – Дрезден. Заново отстроенный после военных разрушений красивейший город Германии со знаменитой Дрезденской галереей, символом которой является шедевр Рафаэля «Сикстинская мадонна». После подробного знакомства с творчеством Рафаэля в Италии увидеть творение мастера ещё и в Германии было радостью и завершающим аккордом большой культурной программы.
Для ребенка, готовящегося, а затем и участвующего в продолжительной поездке, впечатления и знания присутствуют вместе с художественными образами в историческом контексте. Теперь увиденное навсегда запечатлено с пережитыми эмоциями вперемежку с информацией, легендами, шутками, историческими персонажами, сувенирами и книгами – путеводителями...
Пользу от подобных программ трудно переоценить. Это серьезные инвестиции в будущее ребенка, его эмоциональный и культурный капитал.
Как всегда моя экскурсионная программа завершилась большой викториной. Традиционно, уже в двенадцатой поездке, побеждает Зырянов Сергей (95 баллов) – гимназия №1 (9 класс), 2 место - Редько Анастасия (45 баллов) – студентка НГУ (1 курс), 3 место – Иванова Алена (32 балла) – гимназия №2 (9 класс).
Спасибо организаторам и участникам программы «Итальянские Каникулы»!!!
До новых поездок и новых впечатлений! Обязательно поделюсь...