Козина Т.Н. Знакомство с евангельскими мотивами при изучении рассказа Т.Н. Толстой «Соня»

 

Ключевые слова: современная проза, духовный потенциал литературы, евангельские мотивы, пасхальный архетип, интертекстуальность, аллюзия, литературные реминисценции.

Русская литература всегда отличалась исповедальностью и проповедничеством. Современная проза также способна воспитывать высокую духовность. Среди авторов, чьи произведения рекомендуются для изучения, — Т.Н. Толстая.

Готовясь к уроку на тему: «Евангельские мотивы в рассказе «Соня» Т.Н. Толстой», учащиеся самостоятельно прочитывают текст произведения и готовят-ответы на следующие вопросы:

С какими литературными героями вы могли бы сравнить Соню?
Найдите в словаре личных имен значение имени главной героини. Поразмышляйте над тем, почему рассказ так назван.
Охарактеризуйте фонетику имен главных героев.
Как вы думаете, почему автор постоянно привлекает внимание к такой детали, как брошка героини? Почему Соня ею так дорожила? Как эта деталь помогает раскрыть внутренний мир героини?
Найдите в тексте и прочитайте описание камеи Ады Адольфовны.
Как вы думаете, почему рассказчик так стремится заполучить письма Сони?
В литературоведческом словаре найдите определение понятий «символ», «реминисценция», «мотив», «артефакт».
Отметьте в тексте рассказа «Соня» эпизоды, сцены, ключевые слова, которые перекликаются с текстом Евангелия.

Основным видом учебной деятельности на занятии становится коллективная работа. Проводится анализ (с элементами дискуссии) рассказа Т.Н. Толстой, попутно ученики ведут записи.

Рассказ «Соня» относится к числу немногих произведений Т.Н. Толстой, основой для которых стали воспоминания детства. В нем, как и в рассказах «На золотом крыльце сидели», «Милая Шура», «Петере», «Любишь — не любишь», «Огонь и пыль», конфликт строится на столкновении «юродивых» и «нормальных», «в ходе которого «нормальные» начинают постигать, что на самом-то деле их жизнь очень далека от нормы и, может быть, не менее нелепа, чем жизнь «юродивых»1.

Из большого общества «действительно интересных, по-настоящему содержательных людей» в памяти живущих осталась одна Соня. Повествователь вспоминает свою первую встречу с ней в солнечной комнате, в группе людей, сидящих за столом. Первое впечатление от появления героини остается на протяжении всего произведения. Соня — праведница, ее образ вызывает в памяти других литературных героев — Матрену из рассказа А.И. Солженицына, старуху Дарью из повести В.Г. Распутина. Это кроткий, искренний, любящий человек, наделенный разными талантами. Она прекрасно шьет, великолепно готовит, замечательно воспитывает чужих детей («даже ходили на экскурсию в музей»), следит за порядком в доверенной ей квартире («пыль вытерта»). Но для людей, которым она бескорыстно помогает, Соня остается недалеким, глуповатым человеком, «дурой».

Чтобы как-то скрасить ее жизнь и самим развлечься, «большая компания» героев решила написать Соне письмо от «загадочного воздыхателя». Одинокая героиня легко откликается на розыгрыш. В то время, как для компании был интересен текст письма (в нем молодые люди изощрялись в остроумии, сочинительстве), для Сони важен был романтический ритуал.

Каждый вечер Соня и придуманный Николай «должны были в назначенный час поднять взоры к одной и той же звезде». Шутники, если находились в этот момент рядом с ней, старались всячески помешать. Соня приходила в смятение, а выдумщики веселились.

Все поведение героини обличает в ней глубоко верующего человека. Она по-христиански кротко переносила насмешки, любила детей. Так, в рассказе возникает реминисценция на ситуацию «Евангелия от Луки»: «Но Иисус... сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царство Божие»2. Понимая греховность своей любви к женатому Николаю, Соня никогда не делала попытки встретиться с ним. Ежевечерний ритуал нахождения звезды в районе Пулкова, видимо, напоминал ей явление Рождественской звезды.

Из героини «ровным счетом ничего нельзя было вытянуть...», а «в письмах горела неугасимым пламенем высокого чувства». Любовь Сони сравнивается с горящей свечой. «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»3. В Евангелии в аллегорической форме речь идет об изучении учения Иисуса Христа и о том, что оно со временем будет открыто всем и это сделают апостолы. В рассказе Т.Н. Толстой сравнение со свечой предвосхищает развязку. Вся жизнь Сони прошла согласно заповеди, оставленной Иисусом Христом апостолам: «... да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»4.

На день рождении Николая Соня послала ему свое единственное украшение: белого эмалевого голубка. Этот жест одухотворения и освящения любви. Здесь прямая перекличка с ситуацией из Евангелия: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него»5. Реминисценция присутствует и в конце рассказа: «Вот только белого голубка... она должна была оттуда вынуть. Ведь голубков огонь не берет».

Начавшаяся война, а затем блокада Ленинграда подвели затянувшийся розыгрыш к трагической развязке. Переписка продолжалась, за героя писала одна Ада. «Она уже сама стала немного Николаем и порой в зеркале при вечернем освещении ей мерещились усы на ее смугло-розовом личике». Любовь Сони спасла жизнь Аде Адольфовне. Почувствовав смертельную опасность для жизни любимого, Соня «взяла все, что у нее было — баночку довоенного томатного сока... Сока там было ровно на одну жизнь».

К развязке повествование приобретает своеобразную ритмику, увеличивается число глаголов. Придя к «Николаю», Соня напоила его «соком с ложечки», поплакала, «подбросила книг в печку, благословила свою счастливую судьбу и ушла с ведром за водой, чтобы больше никогда не вернуться». Вероятно, она погибла при бомбежке. Соня умерла в счастливом незнании, с ощущением своей необходимости любимому человеку.

Светлый уход из жизни Сони контрастирует с мрачным концом жизни Ады Адольфовны. Красавица превратилась в трясущуюся парализованную старуху. Антитеза конца обнажает антитезу жизни героинь.

В памяти молодого поколения (бывших детей), к которому относится рассказчик, осталась бессребреница Соня, а унижавшее ее блестящее общество оставило после себя «концертные записи, книги, монографии по искусству». И хотя повествователь риторически восклицает: «Какие судьбы! О каждом можно говорить без конца», рассказ все же назван именем простодушной героини и посвящен ее жертвенной любви.

Полное имя героини — «Софья» (греч. — «мудрость») — помогает понять ее поступки. Она живет с пониманием вечности жизни (Евангелие от Иоанна употребляет выражение «вечная жизнь» как обозначение высочайшего блага, вечно присутствующего во Христе6). Героиня стремится помочь каждому, чем может, получая взамен не только насмешки взрослых, но и любовь детей.

Эти выросшие дети сохранили в семейной памяти образ Сони. Рассказчик (одна из них) безуспешно пытается забрать Сонины письма у Ады Адольфовны. Видимо, также безуспешно жена внука не может получить камею («на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал»7) — украшение старой женщины с таким говорящим именем.

Всадник, поражающий змия, — это изображение святого Георгия Победоносца, вероятно, именно он был изображен на камее. С его именем связаны два торжества (празднуются 9 декабря): православное и военное. Православная церковь чтит память сооружения Георгиевского храма в Киеве, кроме того, в этот день торжественно празднуется установление в 1769 году ордена святого великомученика и Победоносца Георгия. Это день русской военной доблести, когда благодарная Россия вспоминает подвиги мужества, отваги и верности своих храбрейших сынов.

Ада Адольфовна носит камею в память о подвиге Сони, спасшей ей жизнь, и, возможно, заставившей пересмотреть приоритетные жизненные ориентиры. Так, евангельские реминисценции, пронизывающие ткань рассказа Т.Н. Толстой, помогают полнее раскрыть высокую духовность идеи произведения.

Практическое занятие завершается рефлексией и саморедактированием чернового варианта ответа по одной из предложенных тем:

1. Автор и его роль в рассказе Т. Толстой «Соня».
2. Библейские мотивы в рассказе Т. Толстой «Соня».
3. Брошь и камея — украшение или символ (по рассказу Т. Толстой «Соня»)?
4. «Безупречно воспринятая гармония слова» (М. Ремизова) в рассказе Т. Толстой «Соня».


1 Тух Б. Первая десятка современной русской литературы: Сб. очерков. - М., 2002. - С. 356.
2 Евангелие от Луки (18, 16) // Новый Завет. — Саратов, 2007. - С. 255.
3 Евангелие от Матфея (5,15) // Новый Завет. — Саратов, 2007. - С. 14.
4 Евангелие от Иоанна (13, 34) // Новый Завет. — Саратов, 2007. - С. 342-343.
5 Евангелие от Матфея (3, 16) // Новый Завет. — Саратов, 2007. - С. 10.
6 Евангелие от Иоанна (13, 34) // Новый Завет. — Саратов, 2007. - С. 339.
7 Толстая Т.Н. Соня//То л с т а я Т.Н. Не кысь. — М., 2003. - С. 33-343.