Распопин В. Н. Подросток третьего тысячелетия в новых книгах отечественных писателей

  • Аромштам, Марина Семеновна. Мохнатый ребенок: истории о людях и животных / ил. М. Журавлевой. – М.: КомпасГид, 2010. – 208 с., ил.
  • Вильке, Дарья Викторовна. Грибной дождь для героя: повесть, рассказы / ил. Д. Горелышева. – М.: Самокат, 2011. – 200 с., ил.
  • Понорницкая, Илга. Эй, Рыбка!: повести. – М.: Самокат, 2011. – 184 с. – (Встречное движение)
 
Добрый день, друзья мои!
 
Сегодня я познакомлю вас с тремя книжками современных отечественных писательниц, одна из которых открыла русской словесности молодого многообещающего автора, а другая продолжает наше знакомство с уже известным прозаиком.
 
Начнем, однако, с книжки писательницы, в наших обзорах еще не встречавшейся, однако давно пишущей и публикующейся то под собственным именем, то под псевдонимом. Настоящее же имя Илги Понорницкой – Евгения Владимировна Басова. Она родилась в 1963 году в Красноярске, так что, можно считать, наша землячка, жила на Украине (отсюда, кстати, и ее псевдоним – от названия села Понорница), член Союза писателей Чувашии, России, участница и финалистка многочисленных литературных конкурсов. 19-летней девушкой дебютировала в печати – ее рассказ «Черновик» опубликовал журнал «Семья и школа». Через 20 лет издала первый сборник рассказов, а в 2009 году за книгу повестей «Наша Земля – дышит» получила премию «Заветная мечта».
 
Не буду перечислять все регалии И. Понорницкой, обращусь к ее сборнику «Эй, Рыбка!», включающей две повести, одна из которых так и называется «Эй, Рыбка!», другая – «Школа через дорогу». Обе они – о жесткости бытия вообще и, в частности, сегодняшней провинциальной жизни. Речь в повестях идет о маленьких героинях нынешних будней захолустья. Сильные и гордые, эти подростки выдерживают гораздо больше, чем смогут выдержать иные взрослые, отнюдь не пытаясь спастись ни в собственных фантазиях, ни в книжных, ни - тем более! - в сетевых. Унылую серость повседневности, бездушие школы, жестокость одноклассников – подрастающих волчат они встречают лицом к лицу и умеют выстоять. Не все, конечно: иные ломаются, иные сдаются. Но, право, герои – не те, кто выходят из борьбы или того хуже – из жизни. И героини «Рыбки» и «Школы через дорогу» проходят лабиринты испытаний достойно. Как именно – узнаете, прочитав эту небольшую книжку, написанную хорошим слогом, построенную в основном на диалоге, сосредоточенную на тех самых проклятых вопросах, которыми испокон века занимается серьезная русская литература, но обращенную, несмотря на то, именно к подросткам.
 
Чем-то эти повести напомнили мне проблемные книги для юного читателя старых советских писателей, скажем, «Старшую сестру» Любови Воронковой. Может быть, решительным отсутствием политкорректности и хэппи-энда, что лишний раз свидетельствует в пользу автора и издательства «Самокат», осуществляющего свою политику как бы под девизом Николая Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться!»
 
К книжкам «Самоката» мы еще сегодня обратимся, а сейчас – несколько слов о сборнике рассказов (или, может быть, о повести в новеллах) Марины Аромштам «Мохнатый ребенок».
 
С этим автором – педагогом, редактором и журналистом – мы уже знакомились, обсуждая повесть «Когда отдыхают ангелы», поэтому я не буду задерживаться на представлении автора, но обращусь непосредственно к книжке. Она рассказывает о сосуществовании людей и животных, о том, как они воспринимают друг друга и чему друг друга учат. Разумеется, обращены эти рассказы преимущественно к детям, но, пожалуй, и не только к детям. Дело в том, что среди людей (как, впрочем, и среди животных) встречаются иногда и взрослые дети. Именно таковы чудаковатые папа и мама в одной городской семье, в которой, помимо них, живут еще два сына – старший и младший, а также совсем маленькая девочка, чьими глазами – прямо и ретроспективой – и увидено все происходящее в книжке. К сожалению, в финальной части сборника, автор как-то теряет рассказчицу, или просто превращается в нее, если сборник автобиографичен, но это, кажется, не идет на пользу последней части сборника, ибо из него вместе с детским взглядом уходит и юмор, держащий читательское внимание.
 
Тем не менее, истории о том, как дети одной семьи последовательно заводят себе и своим родителям друзей среди птичек, рыбок, черепах, крыс и кошек забавны и поучительны, в меру грустны и философичны, читаются не без интереса, но, как и повесть об ангелах-учителях Марины Аромштам , глубокого впечатления не оставляют, а потому и быстро забываются, ни в коей мере, конечно, не конкурируя с книжками про животных больших писателей, таких как Юрий Коваль, Эрнест Сетон-Томпсон, Виталий Бианки и Константин Паустовский.
 
Читать или не читать – дело ваше, возможно, вам будет интересно, но все же я обязан был сказать о том, что есть на эту тему много-много других, значительно более талантливых книг.
 
А теперь о самой лучшей книжке в сегодняшнем обзоре. Объективно лучшей, хотя «Грибной дождь для героя» - первая книга Дарьи Вильке. В ней есть всё – и проклятые вопросы, как в повестях Понорницкой, и экзистенциальный ужас бытия, и юмор, и мелодрама, и «хищный глазомер» художника, умеющего заглянуть персонажу под кожу, и тонкий психологизм опытного писателя, и ностальгия по детству, так скоро оставляющему нас и в то же время навсегда остающемуся с нами. Более того, книга Дарьи Вильке (повторюсь - первая книга!) написана с таким мастерством, каким молодой автор, по идее, не должен еще владеть: ее рассказы – именно рассказы, а повесть – именно повесть. Такие рассказы и такая повесть, какими они и должны быть.
 
Понимаете, друзья, о чем я? Об одной из самых трудных для молодого автора задач – умении выдержать жанр. Дарья Вильке решает эту задачу образцово, каждый ее рассказ – маленькая законченная и в то же время открытая история, в которой есть оригинальный, психологически и физически представимый герой; есть событие, вызывающее бурю – в жизни детского дачного сообщества, или в душе героя; есть, наконец, разрешение последствий, вызвавших бурю, что-то меняющее в человеке или в коллективе.
 
Вот, например, рассказ «Пощечина», повествующий о неудачном строительстве шалаша, о взаимном непонимании двух ранее закадычных друзей, о злом слове, которым мальчик наградил девочку, и о пощечине в ответ, и о том, как несдержанность обоих отравила ребятам радость жизни надолго, пока не извинились они друг перед другом. Только так ли? За текстом, который вроде бы хорошо кончается, остается в душе читателя – воздух, ведь не ни в чем не виноватая героиня, услышав в свой адрес от ближайшего друга: «Дура!» и, действительно, заслуживала того, и он, получивший пощечину от того, кого любит, получил ее не зря. У них, конечно, жизнь впереди, но позади них, в самом начале отрочества, уже навсегда останутся и никогда не сотрутся эти «Дура!» и пощечина в ответ.
 
В общем-то, именно с таких житейских, преходящих, вроде бы стирающихся в своей остроте событий и начинаются человеческие грехи, за которые – здесь ли, там ли – но непременно приходится держать ответ. Рассказы сборника, пожалуй, именно об этом, о первых человеческих грехах, может, и забывающихся, но и непреходящих, ибо след в душе они оставляют на всю жизнь.
 
Превосходная повесть «Тысяча лиц тишины» завершает сборник. Рассказывает она о почти глухой и поэтому очень счастливой девочке, подобно тому, как знаменитый русский писатель Алексей Ремизов в детстве, пока доктор не выписал ему очки, был почти слепым, и потому жил в собственных фантазиях, а это обстоятельство и сделало его впоследствии большим писателем. Я это к тому говорю, что некая, конечно, не на формальном уровне осуществляемая, перекличка «Тысячи лиц тишины» Дарьи Вильке с «Подстриженными глазами» Ремизова ощущается, что идет повести современной писательницы только на пользу.
 
Так вот, героиня «Тысячи лиц тишины» - очень счастливый человек, потому что живет не в неполноценном, а в прекрасном мире, где не слышен ни шорох листьев, ни шум волн, ни пение птиц в высоких деревьях, но всё это и многое другое, чего не слышим мы, обычные люди, звучит в тишине ее тугоухости, почти глухоты. Ведь она ребенок, и ребенок, несомненно, одаренный, то есть способный создать на месте недоступного ей мира тысячи собственных миров.
 
Счастлива она и потому, что окружена любящими ее людьми, потому, что в жизни ее семьи есть тайна, которую можно бесконечно разгадывать и которая, в конце концов, разрешается одновременно и счастливо, и печально – то есть так, как не очень-то бывает в жизни и не часто встречается в искусстве, а стало быть, именно так, как и должно произойти в жизни столь необычной героини.
 
Мне очень хотелось бы поподробнее поговорить о книге Дарьи Вильке – она превосходна на всех уровнях. Но любой подробный разговор потребует рассказа о сюжетных подробностях, а в данном случае делать этого ни в коем случае нельзя, ибо тексты Вильке вдобавок ко всем преимуществам еще и остросюжетны.
 
Так что, друзья мои, искренне рекомендую вам познакомиться с новым автором, прочесть и непременно перечитать ее первую книгу «Грибной дождь для героя». Поверьте старому книгочею: такие блистательные дебюты в литературе – редкость!
 
В заключение два слова о молодой писательнице. Дарья Викторовна Вильке родилась в Москве, в 1976 году, в семье актеров кукольного театра. Окончила МГПУ. С 1996 года работает в журналистике, с 2000 года живет в Австрии. Писать художественную прозу начала пять лет назад. Работает и в детской литературе, и во взрослой – под псевдонимом Дарья Вернер. Автор, помимо представленной сегодня, нескольких книг, о которых, надеюсь, мы с вами когда-нибудь поговорим.
 
Удачи и интересных книг!