Соловей Т .Г. Святому братству верен я... Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 ОКТЯБРЯ 1825»  VIII класс


Аннотация. В статье даётся ход анализа стихотворения А.С.Пушкина«19 октября 1825». Много внимания уделено биографическому материалу, ведётся словарная работа, используются различные медиаматериалы для достижения эффективности урока. Рассматривается роль дружбы в жизни человека, её облагораживающее влияние, важность духовного единения людей.


Ключевые слова: лицей, музы, дружба, брат, братство, союз, лирический герой, 19 октября.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

А.С.Пушкин


В наше время дружеские глубокие отношения между юными часто подменяются суррогатом виртуального или мобильного общения, лишённым зачастую всякого духовного начала и основанного в первую очередь на обмене информацией.

Страницы биографии Пушкина, рассказывающие о его отношениях с друзьями и о самих друзьях, лирические произведения поэта, к ним обращенные, имеют необыкновенно сильное воспитательное воздействие и заставляют о многом задуматься.

Среди этих произведений проникновенные «И.И.Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный...») и «19 октября 1825», которые лучше всяких поучений и наставлений показывают читателю, что такое дружба и какой она должна быть. Но если первое стихотворение доступнее восприятию современного школьника (материал о нём «Друг бесценный...» можно найти в журнале «Литература в школе» — 2011. — № 5), то второе требует значительных комментариев и пояснений, начиная с незнакомых учащимся слов и выражений и заканчивая фактами биографии Пушкина и его друзей. Но эти комментарии и пояснения не загромождают и не утяжеляют урок, а делают его богаче, насыщеннее, ярче и помогают восьмиклассникам по достоинству оценить содержание произведения, задуматься над тем, что такое настоящая дружба, какое значение она имеет в жизни человека и есть ли такая у них самих. Для эффективности урока используется презентация «Святому братству верен я...», которая включает в себя все необходимые понятая, факты, соответствующий теме зрительный ряд, направляющие мысль ученика вопросы.

Открывается урок лирическим прологом, звучащим на фоне музыки П.И.Чайковского («Октябрь». Из цикла «Времена года»), и зрительного ряда, в который включаются осенние пейзажи, портреты Пушкина и его друзей, виды Михайловского:

Октябрь... «Очей очарованье» тает на глазах - праздник осени на излёте. Горит лихорадочный румянец на трепещущих на ветру листьях, их золото тускнеет с каждым днём. Всё меньше солнца—всё больше серой хмари, равнодушно поглощающей краски. Ещё не сбросившее листву деревце заставляет сжаться сердце: так сиротливо выглядит оно на фоне безрадостного неба, где нет ни одного голубого глазка... Лужи подёрнуты тонким ледком, жухлая трава тронута инеем; вороны переругиваются на голом дереве, почерневшие от дождей изгороди... И оглушительная тишина.
Какая тоска! А впереди долгая-долгая зима, «полгода снег да снег»...
Пушкин перелистывает брошенный на столе календарь: какое сегодня число? И вдруг вскакивает, будто пронзённый увиденной в календаре датой. 19 октября! Сегодня! 19 октября — «Лицея день заветный»... Сегодня все его друзья, выпускники Царскосельского лицея, соберутся за дружеским столом и будут праздновать день основания лицея, святой для каждого лицеиста. Сколько воспоминаний, шуток, рассказов, сколько радости от встречи друг с другом! А его с ними не будет. Правда, не одного его...
Николай Корсаков уже никогда не придёт на встречу друзей: ещё пять лет назад похоронили его в далёкой Италии. И некому было ему сказать: «Спи с миром. Пусть земля будет тебе пухом». Он знал, что так будет, и даже заранее заготовил себе надпись на надгробном памятнике:

Прохожий, поспеши к стране родной своей!
Ах, грустно умереть далёко от друзей.

А как он пел, как сладкозвучна была его гитара... Но теперь всё только в памяти. Разве что стихи сохранят живой светлый образ кудрявого певца... Рука Пушкина тянется к перу, но тут же замирает: перед глазами мелькают знакомые лица. Вот розовощёкий увалень Дельвиг, вот нескладный долговязый Кюхля, надёжный и открытый Жанно (Пущин), скромный и удивительно цельный Матюшкин, вот всегда собранный и подтянутый Горчаков, вот умница Вольховский, весельчак Миша Яковлев...

Как славно было бы поднять с ними бокал искристого пунша, как тогда, когда он болел и все друзья собрались у его постели: сколько счастья, радости, дружества плескалось и звенело в этих бокалах! И сейчас, наверно, льётся шампанское, устраивается перекличка. «Кто не пришёл? Кого меж нами нет?..» «Кому из нас заветный день Лицея / Торжествовать придётся одному?» Рука снова тянется к перу... Нет, сначала «содвинем бокалы, поднимем их разом»! «Я пью один, и на брегах Невы / Меня друзья сегодня именуют...» За встречу, друзья! Вы слышите мой голос, слышите, как стучит моё сердце?

Пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я...

Строчки набегают, как волны, торопясь,
нагоняя одна другую...

19 октября 1825 года... «Лицея день заветный. ..» В этот день написано одно из лучших стихотворений Пушкина, посвященных друзьям.

Пролог создаёт необходимый для предстоящего разговора лирический настрой, вводит в атмосферу пушкинской ссылки, где родилось стихотворение, знакомит восьмиклассников с именами лицейских друзей поэта.

Спросим школьников, что они знают и помнят о лицее и лицейских друзьях Пушкина. Знают они немного, вспоминают о лицейской дружбе Пущина и Пушкина, поэтому познакомим их с фрагментом авторского фильма «Отечество нам Царское Село» (его можно найти на сайте журнала), который расскажет о лицее и его порядках, лицеистах и их наставниках.

Лицею и своим друзьям Пушкин посвятил много стихотворений, но, безусловно, «19 октября 1825» — одно из самых ярких и проникновенных. Написано оно в Михайловской ссылке, где поэту очень не хватало общения и друзей, по которым он остро тосковал. В один из октябрьских пасмурных дней, когда одиночество было особенно горьким, и появилось это стихотворение.

Поскольку нас от него отделяет около двухсот лет, некоторые слова и выражения могут быть вам не совсем понятны, а это затруднит ваше восприятие и понимание, поэтому мы сначала познакомимся с этими словами и выражениями. Нам поможет презентация, в которой даются их толкования.
Вещун пермесскихдев - предсказатель, пермесские девы - музы, которые живут у реки Пермесс под горой Геликон.

Вотще — напрасно, попусту, даром.
Докучный — наводящий скуку.
Лоно — обычно символ ласки, материнской любви.
Мирт — южный вечнозелёный кустарник с белыми цветами.
Муза — одна из 9 богинь, покровительница искусства; источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.
Опальный — находящийся в опале. Опала — немилость царя к кому-либо.
Полуночные (моря) — северные.
Рок — судьба (обычно несчастливая).
Сень — то, что укрывает, покрывает кого-нибудь или что-нибудь, покров.

После подготовительной словарной работы стихотворение выразительно читается учителем, а затем переходим к анализу.

- Какие чувства переполняют поэта в начале стихотворения? Чем они вызваны?
Начало стихотворения звучит печально: за окном осень, последние листья облетают с деревьев, пасмурно, зима не за горами («Сребрит мороз увянувшее поле...»). Молодой поэт в глухой деревне, вдали от столичного шума и любимых друзей: «Печален я: со мною друга нет...» «Горькие муки» терзают его сердце.
- Каким чувством и когда сменяется чувство одиночества и сиротства лирического героя?
Теплом наполняет сердце чувство дружбы, оно приходит вместе с воспоминанием о друзьях («...воображенье / Вокруг меня товарищей зовёт...»), о том, что где-то на брегах Невы они снова собрались вместе и обязательно вспоминают и его, опального поэта: «...на брегах Невы / Меня друзья сегодня именуют...» (Демонстрируется слайд с портретами любимых друзей Пушкина.) Но первое воспоминание ещё исполнено грусти, потому что одного из друзей уже нет в живых:

Он не пришёл, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашёл привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Речь идёт о Николае Корсакове, умершем в Италии. Да, он уже никогда не придёт.

Где-то далеко и другой его однокашник — Фёдор Матюшкин, связавший свою жизнь с морем:

С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Вот здесь и начинает меняться интонация поэта: она всё теплее, всё больше света в его словах. Докажите это, выделив такие слова и выражения.

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

— Найдите в стихотворении и другие строки, которые звучат особенно тепло, проникновенно:

Любимое дитя...
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен...
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.

***
Ты, Горчаков, счастливец первых дней,
Хвала тебе...

***
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыплённый,
И бодро я судьбу благословил.

***
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

***
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи...
Мой брат родной по музе, по судьбам!

— Кому из друзей посвящены самые нежные и проникновенные строки? Вспомните, что вам известно об этих людях.
Более всего дети знают о Пущине, благодаря знакомству со стихотворением «И.И.Пущину» в 6 классе. Напомнит о нём и репродукция картины Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Вспомнят ребята и судьбу Пущина-декабриста, вспомнят, как появилось послание к Пущину, как оно нашло его в Сибири.

О Вильгельме Кюхельбекере — Кюхле — знают только то, что он был лицейским другом поэта. Как доброго, милого товарища, Кюхельбекера очень любили его однокашники. К юноше влекли его способность искренне увлекаться, чувствительность, доброта, доверчивость. Добавим к этому, что в лицее Пушкин и Кюхельбекер соперничали в поэзии, Пушкин всегда подтрунивал над стихами своего товарища («Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб мне заснуть скорее!»), но искренне его любил. Однажды они даже стрелялись на дуэли из-за шутливых строчек Пушкина:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.

Вызвал Пушкина на дуэль Кюхельбекер. Историк Пётр Бартенев рассказывал: «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, и потом они помирились».

— Обратите внимание на то, как называет Пушкин Кюхельбекера в стихотворении «19 октября». («Мой брат родной по музе, по судьбам...») Как вы думаете, почему он называет его братом?
Кюхельбекер не просто брат, а «брат по музе», то есть поэт. Он также и брат «по судьбам». Этому тоже есть своё объяснение. Кюхельбекер в 1820 году читал лекции по русской литературе в Париже, лекции были пронизаны вольнолюбивыми настроениями, и русское посольство потребовало прекратить их, а лектор был отправлен на родину, затем на Кавказ, в своеобразную ссылку, как и Пушкин, оказавшийся в Южной ссылке в том же 1820 году...
Поэт тепло вспоминает своего лицейского друга, ему не хватает общения с ним:

Я жду тебя, мой запоздалый друг –
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.


— Обратите внимание на широкий диапазон тем, на которые хочется поэту поговорить со своим другом: и о Кавказе, где оба побывали, и о поэзии, и о славе, и о любви... Что они нам рассказывают о друзь -ях? Только ли «по музе, по судьбам» они братья?
(Они близки и по кругу интересов, и по интеллекту...)

- А кого ещё можно назвать лицейским братом Пушкина по музе? (Антона Дельвига.)

Дельвиг тоже был поэтом и печататься стал даже раньше Пушкина.
- В чём Пушкин видит своё сходство и различие с Дельвигом?

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Они оба — поэты, «с младенчества две музы» к ним «летали», но Дельвиг «гений свой воспитывал в тиши», «пел для муз и для души», а Пушкин «любил уже рукоплесканья». Преклоняясь перед другом — истинным служителем поэзии, поэт резюмирует:

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво...

После окончания лицея Дельвиг был самым близким другом Пушкина. Многие друзья Пушкина признавали, что больше и нежнее всех поэт любил Дельвига. А.П.Керн вспоминает об одной их встрече после длительной разлуки: Пушкин, «узнавши о приезде Дельвига, тотчас приехал, быстро пробежал через двор и бросился в его объятия; они целовали другудруга руки и, казалось, не могли наглядеться один на другого. Они всегда так встречались и прощались: была обаятельная прелесть в их встречах и расставаниях».

Ранняя смерть Дельвига (в 1834 году) потрясла поэта, он писал своему другу поэту и критику П.А.Плетнёву: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига».
Здесь же, в Михайловском, на одной из просёлочных дорог поэт встретил ещё одного лицейского товарища — Александра Горчакова:

Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Они не были так близки, как с Пущиным, Дельвигом и Кюхельбекером, но узы лицейского братства связывали и с Горчаковым.

— Какие слова вы бы назвали ключевыми в определении отношения поэта к тем, с кем он провёл «шесть лет соединены»?
«Друг», «друзья», «брат» («братская перекличка», «братски обнялись»).

- Почему поэт использует не только слово друг, но и слово брат? Что важно для него в этом слове? Что усиливает слово брат?
Слово брат усиливает идею родства. Ведь брат (по В.Далю) — это каждый из сыновей одних родителей. И если исходить из этого лексического значения слова, то кто же тогда духовные родители лицеистов? Как отвечает на этот вопрос сам поэт?

Лицей с его наставниками и Царское Село: «Отечество нам Царское Село».
— Найдите в стихотворении строки, посвященные наставникам. (Демонстрируется слайд с портретами преподавателей лицея.)

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым и живым,
Кустам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

- В каких словах читается благодарность и признательность поэта своим учителям? («Хранившим юность нашу», «признательная чаша», «за благо воздадим».) Какое слово здесь ключевое? («Благо».)

Прошло восемь лет после окончания лицея. Пушкин, как и его товарищи, многое переоценил, осознал умом немало пережившего человека. То, что в юности, возможно, казалось злом, исходившим от наставников (строгость, требовательность), перестало быть таковым: ведь это «зло» было направлено на воспитание и стремилось к благу. Приведём выдержку из устава лицея: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед другими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сём пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится... Запрещается воспитанникам кричать на служителей и бранить их, хотя бы они были крепостные люди...»

Повзрослевший поэт (ему уже 26!) смотрит на события своей жизни более мудро и взвешенно, поэтому он готов поднять тост и за царя, который подверг его «неправому гоненью»:

Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Почему изменилась его позиция?

Глядя издали на свою юность, в которой был замечательный лицей, основанный по воле царя и подаривший ему прекрасных друзей, пережитый в 1812 году патриотический подъём, благодарный поэт готов простить царю даже ссылку. Кроме того, Пушкин понимает несоизмеримость личной судьбы человека с теми грандиозными задачами, которые стоят перед главой государства.

А если мы посмотрим на Южную и Михайловскую ссылки поэта с высоты истории, то поймём, что благодаря этим ссылкам Пушкин избежал участи декабристов, что в Михайловской глуши, в уединении, он создал шедевры: трагедию «Борис Годунов», стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро», «Я помню чудное мгновенье...», «К морю», многие главы «Евгения Онегина»...

Но вернёмся к ключевой строфе послания. Прочтите её.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

— На чём же основано это родство душ, этот союз друзей, лицейское братство, которое Пушкин называл «святым»?
Союз друзей срастался «под сенью дружных муз». Что имеете виду поэт?
О каких музах он говорит? Вспомните значение слова муза.
Речь, конечно, идёт о науках и искусствах: ведь именно их изученью были отданы «шесть лет соединенья».

— Вспомните, чему отдавалось предпочтение в программе лицея. (Об этом рассказывалось в фильме «Отечество нам Царское Село».)
Ведущее место в учебной программе лицея занимали языки и словесность. Все лицеисты сочиняли, выпускали рукописные журналы (демонстрируются слайды с их изображением). Представьте, из 28 мальчиков шестеро были поэтами: Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Илличевский, Корсаков, Яковлев. На 28 человек издавалось шесть журналов: «Вестник», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Для удовольствия и пользы», «Лицейский мудрец», «Мудрец-поэт». Но даже и те, кто не писал стихов, хорошо владели словом: об этом свидетельствуют «Записки о Пушкине» Пущина, «Дневники» Матюшкина, письма лицеистов.

Все лицеисты прекрасно умели рисовать. Достаточно взглянуть на их рисунки (демонстрируются слайды с рисунками); многие играли на музыкальных инструментах, сочиняли музыку (например, Корсаков и Яковлев). Много внимания уделялось истории, философии, спорту.

Кроме того, само местоположение лицея среди великолепных царскосельских парков, где всё дышало Античностью и напоминало об истории, располагало к творчеству, вдохновляло. (Демонстрируются виды царскосельских парков.) Исполненные красоты и гармонии статуи, дворцы, поэтические мостики, пруды, аллеи, цветники, беседки... Музы всюду сопровождали лицеистов. Как тут не воспарить к небу, не стать поэтом и художником, даже если не пишешь стихов или акварелей! Как не потянуться душе к душе на волнах любви к миру, Отечеству, истории, красоте!..

Вот эта любовь и стала духовным фундаментом союза лицеистов, который, «как душа, неразделим и вечен — / Неколебим, свободен и беспечен...». Пусть по-разному сложились судьбы выпускников лицея, пусть разошлись их дороги, но узы дружбы и братства не разорвать ни времени, ни «судьбине»...

Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придётся одному? —

задаёт себе вопрос молодой Пушкин и заранее жалеет своего товарища:

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость, и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведёт,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провёл без горя и забот.

— Что же помогло поэту преодолеть печаль и тоску? Ведь именно печали были исполнены первые строфы стихотворения.
Воспоминания о лицее, беззаботной юности и любимых друзьях наполнили его сердце теплом, светом и радостью, помогли справиться с тоской. Того же он желает и тому, кто последним будет отмечать день лицея.

Последним лицеистом пушкинского выпуска оказался Александр Горчаков (демонстрируется его портрет) — блестящий дипломат и государственный деятель, последний канцлер Российской империи — тот самый, с которым братски обнялся Пушкин, встретившись с ним на просёлочной дороге в Михайловской ссылке...
На всех лицеистах навсегда остался отблеск золотого солнечного луча — луча пушкинской славы и лицейского братства.

— Как вы считаете, стихотворение «19 октября» можно отнести исключительно к личным произведениям или в нём есть что-то близкое каждому человеку?
Несмотря на то что стихотворение связано с конкретной датой, конкретными людьми пушкинской эпохи, его нельзя назвать исключительно личным: ведь у каждого человека есть школьные и студенческие годы, с которыми связаны яркие воспоминания о дружбе, первой любви, успехах или поражениях, событиях и приключениях. Каждый человек мысленно не раз возвращается в пору юности, когда всё только начинается, когда мечтается о многом.

Что вынесет человек из юности, из своей школы, что станет фундаментом его личности, его главными ценностями — об этом невольно задумываешься, погружаясь в историю Царскосельского лицея и пушкинского выпуска.


Домашнее задание будет дифференцированным: одни могут создать презентации, посвященные лицейским друзьям поэта или самому лицею; другие — подготовить рассказ о стихотворениях Пушкина, связанных с лицейской тематикой; можно выучить понравившиеся строфы стихотворения.


СОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна —
учитель высшей категории, учитель-методист МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского
г. Евпатории», Республика Крым