Алексеева Т.Н. Люди! Давайте любить друг друга! Урок-полилог по рассказу В.М. Шукшина ГОРЕ

 
Аннотация. Статья представляет собой научно-методическую разработку урока нетрадиционного типа - полилога исследовательских групп. Работа позволяет старшеклассникам совершенствовать навыки сравнительного анализа произведений, умение характеризовать литературных героев. Учащиеся постигают идейное содержание произведения через особенности его архитектоники. Урок направлен на формирование у выпускников активной жизненной позиции, на воспитание уважения к личности каждого человека, понимание необходимости деятельной любви к ближнему.
 
Ключевые слова: постижение стиля писателя, лаконизм формы, новелла, рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь, повествование с опущенными звеньями, сюжетные линии, кольцевая и рамочная композиция, шукшинский герой, чеховская деталь, речевая характеристика, выражение авторской позиции.
 
Abstract. The article is a scientific and methodological development of unconventional lesson (the polylogue of the research groups). Work allows high school students to improve their skills of the comparative analysis, the ability to characterize the literary heroes. Students comprehend the ideological content of the work through its architectonic features. Lesson aims at forming active life position, development of the respectto personality, understanding the necessity of active love to the neighbors.
 
Keywords: comprehension of the writers style, laconic form, story, story-fate, story-character, story-confession, story with missed links, storylines, Shukshins hero, Chekhovs detail, speech characteristic expression of the authors position.
 
 
 
Одна из ведущих тенденций современного урока — замена информационного способа обучения деятельностным. Опора на самостоятельную деятельность учащихся предполагает личностно ориентированный подход, который реализуется в дифференцированных заданиях (индивидуальных, групповых, коллективных) для классной и домашней учебной деятельности с учётом творческих способностей учащихся.
 
Главным принципом современного школьного образования является, на наш взгляд, принцип синтеза и вариативности различных традиционных методов и приёмов и новейших педагогических технологий в рамках одного урока. Так и урок-полилог исследовательских групп, представленный в данной статье, включает в себя несколько педагогических технологий.
1. Исследовательская (лексико-стилистический анализ текста художественного произведения).
2. Сравнительно-сопоставительная (сравнительный анализ рассказов А.П.Чехова и В.М.Шукшина).
3. Технология полилога исследовательских групп, предварительно распределивших работу по анализу рассказа В.Шукшина
«Горе» на четыре ступени лестницы постижения стиля писателя.
4. Проектная (предварительное заполнение учащимися каждой группы одной ступени мыслекарты урока — лестницы постижения стиля писателя).
5. Мультимедийная (компьютерная презентация работы каждой исследовательской группы с использованием не только текстового материала с выделением ключевых слов, но и иллюстративного, таблиц-выводов, кадров из кинофильмов).
6. Творческая(в ходе полилога заполнение мыслекарты урока — опоры для написания домашнего сочинения-эссе «Люди! Давайте любить друг друга!»).
7. Технология сотрудничества (учитель — учащиеся, учащиеся четырёх исследовательских групп, сотрудничество внутри каждой группы).
 
Слово учителя. Дарование актёра, режиссёра, рассказчика, романиста, драматурга, публициста Василия Макаровича Шукшина выявилось в цельном, многогранном творчестве, которое справедливо называют феноменом. (Сообщение учащегося — краткая биографическая справка.)
Но при этом В.Шукшин был мучительно не удовлетворён сделанным. За несколько дней до внезапной смерти на съёмках фильма С.Бондарчука «Они сражались за Родину» он скажет в интервью для «Литературной газеты»: «Ну, какой результат! За 15 лет несколько книжек куцых. <...> Мало сделано, слишком мало!» [5].
Уже будучи знаменитым, в ответе одному школьнику, задавшему вопрос про главное в жизни, В.Шукшин написал: «Кто бы ты ни был — комбайнёр, академик, художник — живи и выкладывайся весь, без остатка... не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным — это будет завидная судьба. А когда будешь таким — помоги другим» [14, с. 421]. Точно так же «выкладывался без остатка» в своём творчестве и в своём отношении к людям А.П.Чехов. За основу нашего размышления над рассказом В.М.Шукшина «Горе» мы возьмём особенности чеховского мировосприятия и изображения действительности.
 
 
Работа 1 -й исследовательской группы.
Архитектоника произведения (жанр, композиция, сюжет)
Чехов избрал малый жанр в литературе - рассказ, повесть. Но в сжатую форму писатель умел вместить глубокое социальное, психологическое и философское содержание. «Умею коротко говорить о длинных вещах» [8, с. 112], — замечал Чехов. «Краткость — сестра таланта» [8, с. 112] — чеховский афоризм. Лаконизм формы произведения — чеховская традиция, продолженная в рассказах В.М.Шукшина. «Шукшин словно шёл путём творческой эволюции Чехова, чьим преемником в русской новеллистике может считаться с полным правом», — замечает исследователь стиля А.П.Чехова и В.М.Шукшина В.И.Гусев в книге «Чехов и стилевые поиски современной советской прозы» [2, с. 355].
 
Рассказ Шукшина «Горе» с полным правом можно отнести к жанру новеллы. Новелла (от итал. «новость») — разновидность рассказа, но отличается от него напряжённым, драматическим сюжетом, композиционной стройностью и лаконизмом описаний. Новелла сводит жизненный материал в фокус одного события. Действие новеллы развёртывается в обычной повседневной жизни, но сюжет резко нарушает размеренное течение будней. Таковы многие рассказы Чехова: «Горе», «Тоска», «Ванька», «Студент». Таков и рассказ Шукшина «Горе». Размеренное течение послевоенных будней русской деревни (судя по годам рассказчика — двенадцатилетнего мальчика, сверстника Шукшина, чьё детство выпало на военные годы) нарушает внезапная смерть старухи Нечаихи — жены главного героя рассказа — деда Нечаева. Сюжет драматичный. Горе старика безутешно, он не может унять слёз и, разговаривая с умершей женой в лунную ночь на её могиле, жалуется: «Третий день маюсь — не знаю, куда себя деть. Руки опустились... хошь што делай... Шибко горько, Парасковья...» [13, с. 75].
 
В чём своеобразие композиции рассказа?
Описания в рассказе практически отсутствуют, за исключением некоторых деталей портрета главного героя и лаконичного летнего лунного пейзажа в начале и в конце произведения. (Выразительное чтение пейзажных описаний.) Это пейзажное обрамление образует кольцевую композицию, как, например, в рассказе А.П.Чехова «Студент». И также, как во многих рассказах Чехова, Шукшин прибегает к рамочной композиции — приёму «рассказа в рассказе»: повествование о горе старика прерывается вставной конструкцией — новеллой о трагической фронтовой истории.
 
Сам Шукшин различал три типа рассказа: «рассказ-судьбу», рассказ-характер», «рассказ-исповедь» [1, с. 74].
К какому типу, соответственно этой классификации, вы бы отнесли рассказ «Горе»?
Это и «рассказ-судьба», потому что судьба главного героя, старика Нечаева, прожившего долгую жизнь со своей женой Прасковьей в мире и согласии, предстаёт перед нами в его воспоминаниях. Они вырастили детей, но дети разлетелись из родительского гнезда и даже не приехали на похороны матери. На старость героя выпали трудные военные и первые послевоенные годы, потому старик и не был на фронте. Это и «рассказ-характер» человека маленького, скромного, одинокого, сломленного горем, но нашедшего в себе силы «скрепиться и терпеть». Это и «рассказ-исповедь», потому что он в основном состоит из монологов главного героя, обращенных к его умершей жене.
 
Каковы особенности построения сюжета рассказа?
Шукшин продолжает чеховские традиции построения сюжета, основными принципами которого являются: отсутствие обширных вступлений, детально разработанной предыстории героев, подробной мотивировки их действий —так называемое повествование с опущенными звеньями. Рассказ начинается без каких-либо подходов, сразу вводя читателя в середину действия, и также неожиданно, без фабульной концовки, закруглённой развязки, заканчивается.
 
Перед нами в сжатой форме предстаёт богатый жизненный материал. Шукшину, как и Чехову, важно обратить внимание на самые существенные стороны происходящего, выделить наиболее острые моменты человеческой судьбы, так как именно в таких ситуациях раскрывается суть человека. Шукшинский рассказ организует ситуация. Её выбор, скрытый динамизм требуют лаконизма, экономии средств художественной выразительности. При этом входе развития ситуации в драматическом обнаруживается нечто комическое, то есть оживает реальная жизнь во всём её многообразии. Таков и юмор Чехова: за каждым из смешных случаев — глубокие и серьёзные раздумья автора. «Но он отнюдь для русских не смешон» [7], — писал И.Северянин в стихотворении «Чехов». Об этой же особенности рассказов В.Шукшина размышлял С.Залыгин: «Шукшин — один из самых загадочных писателей. Ибо каким образом он достигает своей сверхзадачи — постижения души человеческой, — порой совершенно необъяснимо. <...> Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьёзно» [4, с. 170]. Это соединение трагического и комического служит истоком и причиной трагикомического звучания, которое присуще многим произведениям автора.
 
В каких моментах исследуемого рассказа вы видите такое соединение трагического и комического?
1. Такой синтез мы видим в жалобах главного героя, в его рассказе умершей жене о странном сне, в котором она ему привиделась: «страсть Господня!» (Зачитываем фрагмент.)
«— Парасковьюшка... язви тя в душу!
— Ушла?.. А не подумала: куда я теперь?
— ...ни слова, ни полслова — вытянулась! Так и я сумею...» [13, с. 75].
2. Такое же соединение трагического и комического мы видим в реакции рассказчика-подростка и его деда:
«— Я ползком-ползком—да из огорода.
— Тронется ишо, козёл старый. Правда пойдёт выкопает. Может, пьяный?
— Нет, он пьяный поёт и про Бога рассказывает. — Я знал это» [10, с. 75].
 
Такое соединение ещё более оттеняет трагедию героя. Автор тем самым сподвигает читателя серьёзно задуматься о своей душе, о Боге, о необходимости молитвы («В минуту жизни трудную...»). В православной традиции принято считать, что, если усопший тревожит нас во сне, его душа просит поминовения, особенно в первые три, девять, сорок дней.
 
Какие сюжетные линии вы выделили в рассказе?
 
В коротком рассказе В.Шукшина — четыре сюжетные линии, в которых ярко раскрываются характеры героев:
— старик Нечаев и его жена Прасковья;
— дед Нечай и 12-летний подросток, ставший свидетелем горя; события переданы именно через его восприятие;
— Нечай и дед мальчика;
— фронтовая история.
 
 
Работа 2-й исследовательской группы.
 
Герои (способы создания характеров, речевые характеристики)
Обратимся к героям рассказа — перейдём ко второй ступени постижения стиля писателя.
А.П.Чехов создал в литературе целую галерею героев — самых обыкновенных людей — из всех слоев русского общества. Чехову был интересен каждый человек, даже самый обыкновенный. Писатель стремился запечатлеть неповторимость, индивидуальность каждой человеческой личности. «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!», «Какое наслаждение — уважать людей!» [3, с. 567] — говорил Чехов. Шукшин во многом ориентируется на Чехова и продолжает его традицию: исследуя человека рядового, среднего или даже «маленького», стремится выявить нечто примечательное во внешне заурядном, значительное — в обыденном, великое — в малом. В обиход критики вошло такое понятие, как «шукшинские герои», сам автор называл их «странными людьми», «чудиками». На предыдущем уроке мы говорили о таких героях, размышляя над рассказами В.Шукшина «Чудик», «Микроскоп», «Гринька Малюгин», «Забуксовал», «Экзамен», «Мастер». Пёстрая галерея шукшинских «чудиков», обладающих непосредственностью, самобытностью, ошарашивала критику и не поддавалась классификации, потому что писатель обнаруживал «закавыку» в каждом человеке. (Фрагмент фильма «Живёт такой парень».)
 
Вот главный герой рассказа «Горе» — старик Нечаев. Вглядимся в его портрет:
«маленький, худой, в длинной холщовой рубахе»; «маленький, убитый горем»; «горе маленького старика» [13, с. 74,76,77].
Какое определение Шукшин настойчиво повторяет? «Маленький». Автор тем самым напоминает нам о традиционном для русской литературы типе «маленького человека» (героях Пушкина, Гоголя, Чехова), хочет подчеркнуть его одиночество, беззащитность, противопоставить маленького человека огромному горю, выпавшему на его долю.
 
Прислушаемся к речи героя. Шукшин, вслед за Чеховым, был мастером речевой характеристики. «Прямая речь, — писал он, — позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? Как он думает? <...> мы ведь так и составляем понятие о человеке, послушав его...» [17, с. 370].
Какой человек старик Нечай? Как речь характеризует героя? (Читаем монолог героя.) Какие чувства Нечая передаёт автор через этот монолог — разговор героя с умершей женой?
 
Любовь, привязанность, тревогу за любимого человека («Чижало там, Парасковьюшка? Охота, поди, сюда?»); растерянность, одиночество («Чего посоветуешь?»); обиду («Пошто напоследок-то ничо не сказала?»); душевную боль, тоску, на грани отчаянья («третий день маюсь», «руки опустились», «прям хошь петлю накидывай») [13, с. 75]. Об этом же свидетельствует и повтор слов одного семантического ряда в авторских ремарках: «плакал», «вытирал широким рукавом глаза», «не мог унять слёз», «опять заплакал» [13, с. 74]. Автор предоставляет герою полную возможность самораскрытия.
 
Что свидетельствует об искренности и глубине его чувств?
Эмоционально окрашенная лексика, просторечные слова и выражения, диалектизмы, незлобивые ругательства, уменьшительно-ласкательные формы слов («страшенный», «вытянулась», «шибко», «пошто», «язви тя в душу», «Парасковьюшка», «с краешку», «яички», «избёнку», «могилку»); обращения, вопросительные, восклицательные предложения, прерывистая речь, отмеченная многоточиями.
 
Какой предстаёт перед нами в воспоминаниях рассказчика и главного героя старуха Нечаиха?
«Тихая и безответная», «жила незаметно и умерла незаметно», «сердешная», «ни с кем не ругалась, не заполошничала по деревне» [13, с. 74], — вспоминает подросток. «Ушла?..<...> Хошь бы сказала: я бы доктора из города привёз...» [13, с. 75] — причитает старик. «Всё, как у добрых людей», «обмыли тебя, нарядили», «кум Сергей гроб сколотил», «поплакали», «кутью варили», «положили тебя... возле Давыдовны» [13, с. 75] (видно, задушевная подруга), — отчитывается Нечай перед умершей женой. И перед нами предстаёт простая русская женщина, жившая по заповедям Божиим: добрая, спокойная, мудрая, любящая, верная, терпеливая, мужественная; всё прощающая жена и мать; незаметная, но крепкая опора в жизни. Потеряв её, старик Нечай растерялся («Не знаю, куда себя деть», «Не знаю вот, што теперь одному-то делать?», «Куда я теперь?» [13, с. 74,75]). Кульминацией жалоб старика своей «Парасковьюшке» становится его рассказ о сне-«страсти Господней»: «Проснулся... Хотел тебя разбудить, а забыл, что тебя — нету... — дед Нечай опять заплакал. Громко... завыл как-то, как-то застонал протяжно» [13, с. 75]. Лексические повторы, неполные предложения, паузы усиливают впечатление о горе старика. «Меня мороз по коже продрал» [13, с. 75].
 
Через чьё восприятие передаются события? (Мальчика-подростка.) Каково его видение мира и людей? Каков характер юного героя?
Мечтатель, романтик, чутко воспринимающий красоту окружающего мира, ждущий от жизни радости и чуда, впечатлительный, отзывчивый, принимающий чужое горе как своё («Я смотрел сзади на него, маленького, убитого горем, и тоже плакал — неслышно, чтоб дед подзатыльника не дал. Жалко было дедушку Нечая», «Горе маленького старика заслонило прекрасный мир» [13, с. 77]). Автор разворачивает перед нами процесс становления личности подростка, познавшего страдание другого человека. Состраданием совершенствуется его душа.
 
Но для формирования ребёнка очень важно ближайшее окружение. Для мальчика, героя рассказа, таким самым близким человеком становится его дед. Родителей нет в живых. Сиротство героя — отражение судеб детей войны, чьи отцы погибли на фронте. Этот образ в рассказе во многом автобиографичен. Именно от своего деда герой-подросток учится состраданию, деятельной любви к людям. Это главное качество деда мальчика, соседа старика Нечая, его кума.
 
Как это качество героя проявляется наделе?
 
Через неравнодушие, моментальную реакцию, намеренную грубоватость и напускную строгость («Я вот счас возьму палку хорошую и погоню домой», «Мне уж теперь сколько раз надо бы ложиться» [13, с. 76]); настойчивое желание утешить, разделить чужую боль («Кому же легко родного человека в землю зарывать?» [13, с. 76]); жизненную стойкость и мужество («Терпи. Скрепись и терпи» [13, с. 76]); умение прийти на помощь в трудную минуту («Дед оставил Нечая у нас. Они легли на полу, накрылись тулупом» [13, с. 77]). Неравнодушное участие близкого человека помогает справиться с горем. Человек должен помнить, что он на земле не один, он должен уметь и прийти на помощь, и принять помощь от других. Именно этот герой и рассказывает старику Нечаю военную историю о гибели молодого сына своего фронтового товарища, шофёра Игринева.
 
Как проявляется характер деда мальчика через рассказанную им фронтовую историю? (Выразительное чтение, лексическая работа.)
Эмоционально окрашенная, разговорная лексика («стонают, просют потише», «сердешных», «часует, бедный», «поддержать маленько» [13, с. 77]), многоточия, тире передают волнение героя, а авторские ремарки дополняют это впечатление («крякнул», «помолчал», «закурил», «кряхтит», «опять молчание», «долго молчали», «затянулся вчастую раз пять подряд», «швыркнул носом» [13, с. 77]). Мы понимаем, что герой плачет, потому что боль жива в его сердце спустя годы.
 
Зачем же он бередит себе душу?
 
Вопрос к первой группе. Какова роль этой вставной новеллы в произведении? Зачем этот приём «рассказа в рассказе» нужен автору?
Всё познаётся в сравнении. Всегда надо смотреть в сторону тех, кому труднее, чем тебе. Военная история о гибели молодого сына Игринева показывает утрату более трагическую, чем естественная смерть старого человека. Словами героя: «Ты вот не воевал — не знаешь, как там было... Там брат... похуже дела были» [13, с. 77] — автор подчёркивает мысль о масштабах общенационального горя, принесённого нашему народу войной. Это общее горе несоизмеримо больше по сравнению с горем маленького человека. Шукшин не случайно обращается ктеме войны.
 
Что значила война в его жизни? (Сообщение учащегося: Тема войны в творчестве В.Шукшина, фрагмент фильма «Они сражались за Родину».)
 
Изменилось ли что-нибудь во внутреннем состоянии главного героя, старика Нечая, после услышанной им фронтовой истории? Как раскрывает его внутреннее состояние автор?
Через диалог двух стариков. (Выразительное чтение диалога.)
 
Почему автор говорит о двух героях как о едином целом?
 
Чужое горе объединило их состраданием, научило старика Нечая «скрепиться и терпеть» [13, с. 76].
Ассоциацию с каким из рассказов А.П.Чехова вызывает у вас эта мысль писателя о сострадании, объединяющем людей, мысль, выраженная Чеховым так: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий... дотронулся до одного конца, как дрогнул другой» [12, с. 390]? Это рассказ Чехова «Студент», в котором горе и слёзы раскаяния апостола Петра вызывают сострадание в сердцах двух вдов, которым студент Иван Великополь-ский рассказывает евангельскую историю об отречении Петра. Слёзы сострадания объединяют героя и этих женщин и дают возможность молодому человеку обрести смысл жизни в сострадании и деятельной любви к ближнему.
 
 
Работа 3-й исследовательской группы.
 
Художественная деталь (название произведения, имя героя, детали пейзажа, портрета)
Рассказ А.П.Чехова «Студент» помогает нам перейти к работе третьей группы, исследующей роль художественной детали в произведении В.М.Шукшина. И здесь современный писатель следует ещё одной чеховской традиции. Особенностью чеховского повествования является так называемая чеховская деталь — ёмкая, выразительная, характеризующая героя. В рассказе «Студент» очень важную роль играют художественные детали пейзажа. В начале произведения мы видим мрачный, холодный, уныло-тоскливый вечер, а в финале рассказа герой, поднимаясь на гору, глядит на свою родную деревню и на запад, где «узкой полосой светилась холодная багряная заря», и думает, что «правда и красота... всегда составляли главное в человеческой жизни» [12, с. 390].
 
Символом чего становится эта деталь пейзажа?
 
Символом духовного обновления героя, его надежды на счастье, на будущую жизнь, «восхитительную, чудесную и полную высокого смысла» [12, с. 390].
Пейзаж обрамляет и рассказ В.Шукшина «Горе». (Читаем пейзажное обрамление.)
Какова роль пейзажа в этом произведении? Какая ключевая художественная деталь сближает его с рассказом Чехова «Студент»?
«Мёртвый торжественный свет луны», олицетворяющий вечность и незыблемость красоты в мире: и в природе, и в душе человека. И пусть не пугают нас чеховский и шукшинский эпитеты: «холодный», «мёртвый» свет, — при этом он прекрасный и «торжественный», как символ справедливости вечных законов бытия («Сияет!.. Радость ли, горели тут — сияет!» [13, с. 78]). Их надо уметь по-пушкински мудро принять:
 
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять [6, с. 455].
 
Сравним ещё два пейзажа — к двум одноимённым рассказам Чехова и Шукшина — «Горе». Одно название, роли которого оба автора уделяли большое внимание. О чём рассказ Чехова «Горе»?
О токаре Григории Петрове, который везёт свою больную старуху Матрёну в земскую больницу — и не довозит: по дороге старуха умирает, а токарь замерзает в пути в холодную зимнюю ночь, отморозив руки и ноги. «Токарю — аминь!» [10, с. 111] — этими словами доктора завершается рассказ. Казалось бы, одинаковое название, сходная жизненная ситуация — потеря близкого человека. Но чем различается горе чеховского и шукшинского героев?
 
Горе токаря Григория Петрова беспросветно: во-первых, от сознания напрасно прожитой жизни (сорок лет прошли «словно в тумане. За пьянством, драками и нуждой не чувствовалась жизнь» [10, с. 109]). А жизнь старика Нечая озаряет свет любви и взаимопонимания в семье. Во-вторых, в горе чеховского героя нет человеческого участия и поддержки, а горе героя Шукшина озаряет свет человеческого сострадания соседей — старика и подростка.
 
Как передают это различие детали пейзажа?
 
В рассказе А.П.Чехова зимний пейзаж является символом беспросветной жизни героя («резкий, холодный ветер», «снежный туман» [10, с. 106], мрак, метель, неразбериха). А в рассказе В.М.Шукшина летний пейзаж, тишина, свет луны символизируют надежду на умиротворение в душе главного героя, просветление от мрака одиночества и отчаяния.
Какие ещё важные художественные детали вы бы отметили в рассказе В.М.Шукшина?
1. Деталь портрета героя: «длинная, ниже колен, рубаха старика ослепительно белела под луной» [13, с. 74] — символ простоты, искренности, детской чистоты души героя.
2. Имя героя: Нечаев — Нечай (от чаять — устар. — ждать, надеяться). Он отчаялся в своём горе и уже не чаял, ниоткуда не ждал поддержки, ведь даже дети не приехали на похороны матери, не утешили старика-отца. А чужой человек пришёл на помощь, поддержал, разделил горе, мудро научил «скрепиться и терпеть».
3. Деталь пейзажа: полынь-трава («пахнет так, что сдуреть можно», «и думается... вольно, дерзко, сладко» [13, с. 74]) — многогранный образ — символ горечи потери близкого; символ трудной судьбы отдельного человека, всего народа и истории страны, полной горечи испытаний и страданий; символ дерзких мыслей героя-рассказчика и автора, символ творчества, его горечи и радости. «Книги выстраивают целые судьбы» [16, с. 423], — говорил В.М.Шукшин, веря в преобразующую силу искусства. Фольклорный, поэтический образ горькой, но пряной травы полыни сродни другому яркому образу в творчестве писателя — «калине красной». Так называется и последняя режиссёрская работа В.М.Шукшина — киноповесть «Калина красная». (Краткое сообщение учащегося, фрагмент фильма.) Эта художественная деталь стала символом неповторимой личности и многогранной деятельности самого писателя.
 
 
Работа 4-й исследовательской группы.
 
Выявление авторской позиции в рассказе
Читатель «подбавит сам» [3, с. 572], — говорил А.П.Чехов, отвечая на упрёки критиков в отсутствии прямых авторских оценок в его произведениях, открыто сформулированной точки зрения писателя на изображаемое. Такая объективная манера повествования подразумевает опосредованное выражение идеи произведения: через развитие действия, внутреннее со-
стояние героев, через их характеры, поступки, монологи, диалоги, через художественные детали. Следуя этой чеховской традиции, Шукшин тоже оставляет читателю свободу выбора своей позиции. Но в этой ненавязчивости нет отстранённости, чувствуется страстная заинтересованность художника в том, чтобы достучаться до сердца читателя. Шукшин говорил: «В народе мастер устного рассказа всегда чувствовал прежде всего надобность в своём рассказе... рассказ должен был разбередить душу, войти прямо в сердце слушателей. Утешить их, успокоить, чему-то научить... я стараюсь в своей работе делать то же самое. Именно поэтому и не думать о своём читателе просто не могу. С этого, с вопроса, как к нему пробиться, как достучаться до его сердца, и начинается вся работа» [1, с. 73].
 
Достучался ли до вашего сердца писатель? Какие жизненные уроки вы извлекли из прочитанного?
 
Идейное содержание рассказа Шукшина «Горе» можно выразить словами героя киноповести писателя «Калина красная», Егора Прокудина: «Люди! Давайте любить друг друга!» [15].
 
Жизненные уроки рассказа
1. Бывают в жизни ситуации, когда надо «скрепиться и терпеть». В таких случаях необходимо смирение и мудрое принятие вечных и справедливых законов бытия.
2. Горе, разделённое с ближним, облегчает страдания: человек должен помнить, что он на земле не один, он должен уметь и прийти на помощь, и принять помощь других.
3. Всегда надо смотреть в сторону тех, кому труднее, чем тебе.
4. Чужого горя не бывает: нельзя равнодушно проходить мимо страдания другого человека.
5. Любовь к ближнему должна быть деятельной: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, помогать друг другу.
 
«Как бы ни была сложна жизнь, при встрече с добрым человеком заражаешься от него верой, необходимой силой для преодоления трудностей» [9, с. 186],—заметил Шукшин в своих рабочих тетрадях. Как созвучна эта мысль словам героя рассказа Чехова «Крыжовник»: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! <...> если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовс^е не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!» [11, с. 80].
 
И рассказ Шукшина «Горе» стал для нас своеобразным уроком доброты, сострадания и деятельной любви к ближнему. Такой заряд человечности несёт в себе всё творчество писателя. Его произведения воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о себе, о людях, о жизни, продолжая гуманистические традиции чеховской прозы, русской классической литературы.
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. АПУХТИНА В.А. Проза В. Шукшина: Учеб. пособие для пед. институтов. — М.: Высшая школа, 1981. — С. 80.
2. ГУСЕВ В.И. Чехов и стилевые поиски совр. сов. прозы //В творческой лаборатории Чехова. — М.: Наука, 1974. —
С. 354-366.
3. ДУНАЕВ М.М. Православие и русская литература. — М.: Христианская литература, 1998. - Т. 4. - С. 720.
4. ЗАЛЫГИН СП. Критика, публицистика. — М.: Современник. — С. 382.
5. ПОПОВ Е. Таинственный Шукшин. Очерк. Публицистика // Алтай. Литературно-художественный и общественно-политический журнал. — 2011. — № 6 [Электронный ресурс] // URL: http://altai.adl-22.ru/node/1919 (дата обращения: 20.04.2015).
6. ПУШКИН А.С. Брожу ли я вдоль улиц шумных // А.С.Пушкин. Соч.: В 3 т. — М.: Художественная литература, 1985. — Т.Д.-С. 455.
7. СЕВЕРЯНИН И.В. Чехов. Медальоны. Сонеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах (фрагменты) [Электронный ресурс] // Из библиотеки сайта «К уроку литературы»: [сайт]. URL: http://literatu-ra5.narod.ru/severanin_medal.html (дата обращения: 20.04.2015)
8. СЕМАНОВА М.Л. Чехов в школе. -Л: Учпедгиз, 1954. - С. 282.
9. ЧЕРНОСВИТОВ Е.В. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. — М.: Современник, 1989. — С. 37.
10. ЧЕХОВ АП. Горе // АП.Чехов. Избр. произведения: В 3 т. — М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1960. — Т. 1. —
С. 106-111.
11. ЧЕХОВ А.П. Крыжовник // А.П.Чехов. Избр. произведения: В 3 т. — М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1960. — Т. 1. — С. 80-89.
12. ЧЕХОВ А.П. Студент // АП. Чехов. Избр. произведения: В 3 т. — Повести и рассказы (1888—1896). — М: Гос. изд-во художественной литературы, 1960. — Т. 2. Повести и рассказы (1888-1896). - С. 387-390.
13. ШУКШИН В.М. Горе // Василий Шукшин. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1979. - С. 74-78.
14. ШУКШИН В.М. Завидую тебе... // Шукшин В.М. Собр. соч.: В 5 т. — В.: Венда. Переиздание — Е.: ИПП «Уральский рабочий», 1992. — Т. 5: Рассказы, публицистика - С. 420-421.
15. ШУКШИН В.М. Калина красная // URL: http://www.lib.ru/SHUKSHIN/kali-na_krasnaya.txt (дата обращения: 20.04.2015)
16. ШУКШИН В.М. Книги выстраивают целые судьбы // Шукшин В.М. Собр. соч.: В 5 т. — В.: Венда. Переиздание — Е.: ИПП «Уральский рабочий». — 1992. — Т. 5: Рассказы, публицистика. — С. 422—424.
17. ШУКШИН В.М. Я пришёл дать вам волю: роман. Публицистика / общая под-гот, и послесл. В.Горна; коммент. Л.Аннинского и Л.Федосеевой-Шукшиной. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. — С. 506.
 
АЛЕКСЕЕВА Татьяна Николаевна 
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 г. Сергиева Посада,
почётный работник общего образования РФ,
победитель конкурса лучших учителей России (2007 и 2011),
аспирант кафедры методики преподавания русского языка и литературы
Московского государственного областного университета