А. ЛАЗЕБНИКОВА. ГИА по обществознанию: тренировочные задания части С для 9 класса

 
При проведении государственной итоговой аттестации используются контрольно-измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы (из ст. 59 Закона об образовании в Российской Федерации, вступившего в силу 1 сентября 2013 г.). Вы можете потренироваться, решая комплекс заданий по обществознанию части С для 9 класса.
 
Задания части С
 
Часть 3 включает в себя документ и шесть заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса.
Задания части 3 нацеливают не только на поиск нужной информации в тексте, но и на использование полученных при изучении курса знаний. Ответы на данные задания записываются на отдельном подписанном листе со штампом образовательного учреждения.
Задания С1—СЗ, С5 и С6 являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе — 1 балл.
Задание С4 — трехбалльное. За полное и правильное выполнение такого задания выставляется 3 балла. При неполном правильном (в зависимости от представленных требуемых компонентов ответа) — 2 или 1 балл.
Предлагаем пример такого комплекса заданий вместе с критериями их оценивания.
 
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (извлечения)

Из статьи 5
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандарта-
ми дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекцион-ной помощи на основе специальных педагогических подходов...
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
 
Из статьи 10
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
 
Разбор заданий

С1. Озаглавьте каждый из пунктов приведенных статей закона, исходя из тех вопросов, которые в них освещаются.
Данное задание является разновидностью задания на составление плана. С одной стороны, оно более простое, поскольку здесь не нужно самостоятельно выбирать законченные смысловые фрагменты (они уже представлены отдельными статьями документа). В то же время здесь требуются формулировки, четко отражающие суть каждой статьи закона.
В критериях оценивания приведены такие формулировки. Это не значит, что в ответе ученика должны быть приведены только такие положения, но они, безусловно, должны быть близки по смыслу.

Ответ:
Могут быть даны следующие заголовки:
1) гарантии права на образование;
2) реализация права каждого человека на образование;
3) государственная поддержка права на образование для отдельных групп учащихся;
4) непрерывное образование.
Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста.
Даны названия всем пунктам, они правильно отражают основную идею каждого фрагмента текста — 2 балла; даны названия отдельных пунктов, отражающие основные идеи соответствующих частей текста, или отдельные названия неточно передают смысл фрагмента — 1 балл; названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, или ответ неверный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

С2. Приведите два принципа, обеспечивающих право каждого на образование и гарантированные в законе. Раскройте связь этих принципов.
Эти принципы названы в пункте 3 статьи 5. Но извлечением из документа нужных положений ограничиваться нельзя. Нужно, опираясь на обществоведческие знания, умение рассуждать логически, показать связь этих принципов: именно то, что образование бесплатно, и делает его общедоступным. Представим себе обратную картину: родители вынуждены оплачивать образовательные услуги в зависимости от их объема и качества; понятно, что только дети из обеспеченных семей смогут получать достойное образование, а значит, с его общедоступностью придется проститься.
Ответ:
В правильном ответе должны быть:
1) названы два принципа: общедоступность и бесплатность;
2) раскрыта связь этих принципов: бесплатность образования является одним из условий его общедоступности.
Названы два принципа, раскрыта их связь — 2 балла; названы только два принципа — 1 балл; ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
 
СЗ. Как, согласно закону, обеспечивается реализация права каждого человека в нашей стране на образование? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример, конкретизирующий это положение.
Ответ на первую часть задания содержится в тексте документа. Для выполнения второй части задания надо исходить из понятия «социально-экономические условия получения образования». Чтобы организовать процесс обучения большого количества детей, нужны квалифицированные педагоги, соответствующие здания, учебное оборудование и литература и многое другое. Создание таких условий в нашей стране берет на себя государство.

Ответ:
В ответе должны содержаться следующие позиции:
1) дан ответ на вопрос: право каждого человека на образование обеспечивается путем создания государством соответствующих социально-экономических условий для его получения;
2) приведен конкретизирующий пример: строительство за счет средств государственного бюджета школ, детских садов и др.
Дан ответ и приведен пример — 2 балла; дан только ответ — 1 балл; ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
 
С4. Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность на любых двух из указанных уровней.

И здесь ответ на первую часть задания мы находим непосредственно в документе. Там зафиксированы такие уровни (ступени) непрерывного образования: общее среднее, профессиональное, дополнительное. Иными словами, сначала человек получает общие знания и представления о природе, обществе, общеучебные умения читать и понимать прочитанное, проводить вычисления, грамотно писать и т.п. Затем происходит его профессиональная подготовка: он получает знания, умения, трудовые навыки, нужные для избранной им профессии. Поскольку современный мир очень быстро меняется, включая и требования к профессиональному уровню, человеку приходится совершенствоваться как специалисту практически всю жизнь. В этом ему помогают дополнительное образование и профессиональное обучение.

Такие рассуждения помогут нам ответить на вторую часть задания. Очевидно, что основной организацией, дающей среднее образование, является школа. Профессиональную подготовку можно получить в колледже, среднем профтехучилище, высшем учебном заведении. Дополнительное образование связано с домами и центрами творчества, кружками и секциями. Для уже состоявшихся профессионалов это могут быть различные курсы повышения квалификации.
 
Ответ:
Правильный ответ должен содержать ответ на вопрос и примеры образовательных организаций:
1) непрерывность образования обеспечивают общее среднее, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение;
2) допустим, общее среднее — школа; профессиональное — колледж, вуз; дополнительное — центр творчества, секция, кружок.
Могут быть приведены другие примеры.
Дан ответ на вопрос и приведены два примера — 3 балла; дан ответ на вопрос и приведен один пример — 2 балла; дан только ответ на вопрос — 1 балл; ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
 
С5. Илья три года назад окончил вуз. Работа, на которую он устроился, потребовала новых знаний. Илья решил получить второе высшее образование в другом вузе. В приемной комиссии ему пояснили, что он может учиться только на платной основе. Законно ли это условие? Какое положение документа служит подтверждением вашего вывода?
Это задание относится к задачам. Оно содержит развернутое условие и несколько вопросов. При этом для получения нужных ответов требуется еще раз внимательно прочитать документ.

Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) дан утвердительный ответ на вопрос;
2) приведено положение документа: на конкурсной основе гарантируется бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Дан правильный ответ на вопрос, приведено положение — 2 балла; дан правильный ответ, или приведено положение — 1 балл; ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
 
С6. В законе называются категории лиц, которым оказывается содействие в реализации права на образование. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите аргументы, подтверждающие необходимость поддержки любых двух категорий лиц из числа указанных.
Аргументы, как вы знаете, — это доводы в пользу какого-либо утверждения, чьей-либо позиции. Здесь действует формула: это так, потому что... Аргументы бывают разными. Можно строить рассуждения, можно приводить убедительные факты. Посмотрите, какие аргументы приведены в критериях оценивания. Ответ:
В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) для полноценной учебы детей с ограниченными возможностями требуется создание специальных условий: строительство пандусов в школах, использование специальных методик обучения;
2) тем, кто в период учебы в школе проявляет выдающиеся способности в спорте, важно создать особый график посещения занятий, помочь с оплатой занятий в спортивных секциях.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента — 2 балла; выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, или мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента — 1 балл; выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, или мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, или ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

 
"История и обществознание для школьников" . - 2014 . - № 2 . - С. 3-4.