Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Ж.Г. Золотухина
    учитель Московского областного учреждения средняя образовательная школа № 6 г. Мытищи

    Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» как средство эмоционального постижения художественного текста


    Ключевые слова: музыкальные иллюстрации, музыкальная интерпретация, цикл произведений, мотив, учебный диалог, личность читателя.

    Произведения Пушкина уже с первых дней появления в свет не только были предметом многочисленных разборов, критики, полемики, восторженных отзывов и язвительных упреков, но вместе с тем стали источником вдохновения для представителей самых разнообразных родов искусства.

    Наиболее склонными к иллюстрированию Пушкина оказываются музыканты; в музыкальных иллюстрациях поэт занял более видное место, чем в других изящных искусствах. Едва появился «Кавказский пленник» в 1823 году, как знаменитые в свое время композитор Кавос и балетмейстер Дидло поставили большой балет по содержанию поэмы. «Руслан и Людмила», «Цыганы», многие мелкие стихотворения немедленно вслед за появлением своим служили темою или текстом для сценических представлений, романсов и т.п.», — пишет Корганов В.Д. в книге «Пушкин в музыке», изданной в 1899 году.

    На протяжении двух столетий имя Пушкина в области музыки далеко опередило имена многих других русских писателей.
    Одно из самых удачных воплощений произведений Пушкина в русской музыке XX века принадлежит Георгию Свиридову. Первой творческой удачей композитора стали романсы на стихи поэта. Уже зрелым мастером он обратился к иллюстрированию пушкинской «Метели».

    Наиболее сложный характер взаимодействий искусств — совпадение эстетического идеала, художественного мышления писателя и композитора, что проявляется в эстетических взглядах, стилевой манере авторов разных видов искусств.

    Георгий Свиридов считал, что: «Слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению». Музыкальные иллюстрации композитора не только добавляют «нечто» к произведению Пушкина, но и дают его музыкальную интерпретацию, а следовательно, ведут читателя к углубленному прочтению повести. Цикл музыкальных иллюстраций к «Метели» состоит из девяти картин, которые следуют сюжету произведения («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога»)

    «Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам... — отмечал Свиридов, — здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой». Автор шаг за шагом следует за поэтом, создавая «метельные» взлеты и падения, бережно сохраняя традиции пушкинской эпохи, придавая ей еще больше одухотворенности своей необыкновенной музыкой.

    Привлечение сюжетов композитора на заключительном уроке сопровождается выборочным чтением фрагментов повести, когда отдается предпочтение тем отрывкам художественного текста, которые нашли проникновенное воплощение в музыкальных иллюстрациях.

    После звучания первой — «Тройка» — ученики отмечают, что у Пушкина описываются картины русской деревенской жизни, когда помещики навещают друг друга («соседи поминутно ездили к нему...» [Гавриле Гавриловичу]). Да и Марья Гавриловна едет в церковь (и возвращается из нее) на тройке лошадей, присланной Владимиром («[кучер] взял вожжи, и лошади полетели»). Бурмин, спеша в Вильну, в полк, заплутав по метели, попадает в церковь на венчание и... уезжает из нее... Школьники не проходят мимо того, что основные события повествования происходят зимой, поэтому мелодия одновременно навевала воспоминания о стихотворениях А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы», которые звучали еще на первом уроке изучения «Метели». Они воспроизводили в устных словесных иллюстрациях картины бескрайней русской равнины, укрытой снегами, видели одиноко бегущую тройку лошадей с бубенцами, когда снег летит из-под копыт, и даже дремлющего в кибитке автора «Метели». («Тройка — это постоянно присутствующий образ в повести А.С. Пушкина «Метель». Начало иллюстрации «Тройка» — быстрое, резкое, музыка захватывает тебя. Мне сразу представилась тройка лошадей, бегущая по лесу или средь широкого поля. Продолжение мелодии спокойное, похожее на мирный бег лошадки.

    Под эту музыку ярче всего я вижу картину, когда Маша едет в церковь на тройке, присланной Владимиром. Передо мной ее тревожное лицо и взгляд, устремленный в неизвестность...», — пишет Лиана П. — ученица шестого класса.)

    Наиболее известной и яркой иллюстрацией к повести является «Романс», который использовался для более глубокого погружения в мир чувств героев: в нем переживания и сомнения Маши, когда она собирается покинуть родительский дом; ее скорбь по погибшему Владимиру и умершему отцу; печаль, вызванная неопределенностью дальнейшей судьбы. («Романс» начинается тревожно, но в умеренном темпе, потом мелодия сходит на нет. И на пиано начинается главная тема, исполняемая скрипкой. Музыка помогает глубоко погрузиться в чувства героев. Во время прослушивания мне ясно представлялись переживания Марии: скорбь по умершему отцу и Владимиру, печаль из-за неопределенности судьбы. Потом медленная грустная мелодия переходит на крещендо в еще более трагическую, и скрипка передает свое соло трубе. Тут беспокойство и безысходность судьбы Маши очень ощутимы из-за громкого минорного соло и аккордов в сопровождении. Но потом мелодия затихает, снова солирует скрипка, и музыка исчезает совсем. Все переживания героев перепутаны «метелью» в их жизни. "Романс" с его взлетами и падениями напоминает метель», — Оля М., обучается в музыкальной школе.)

    В картине «Венчание» шестиклассники чувствуют непонятную тоску и тревогу, предчувствие беды, чего-то неотвратимого, что подтверждает и сон Марьи Гавриловны перед побегом из дома. Музыка предвещает беду: Владимир не приедет, сбившись с пути; Маша обвенчается с неизвестным; судьба троих останется неясной... («Венчание — это момент, где метель решает судьбу троих героев. Музыка самая печальная и пророчащая, в ней даже слышится что-то зловещее. Сразу вспоминаешь сон Марьи Гавриловны перед побегом из дому, и вместе с героиней ждешь чего-то ужасного. Владимир заплутал в метели, Маша обвенчалась неизвестно с кем... Неясностью, непонятностью и тревогой наполнена картина "Венчание"», — Оксана К.)

    Подтекстом пушкинской «Метели» является тема Отечественной войны 1812 года: Владимир умирает от ран, полученных в Бородинском сражении; Бурмин возвращается героем. Музыкальная иллюстрация «Военный марш» прекрасно воссоздает атмосферу исторической эпохи и позволяет учащимся глубже ощутить «упоительный восторг» того «незабвенного», «блистательного времени», когда «сильно билось русское сердце при слове отечество», оттого, что «война со славою была кончена». («Мелодии Георгия Свиридова грустные и задумчивые, они заставляют мыслить и сопереживать. «Военный марш» оживляет иллюстрирование своей торжественной и радостной музыкой. Я представляла себе гусаров на лошадях, радостных женщин, букеты цветов. Но мне кажется, что в марше отражено не только время славы и восторга после победы русских воинов в Отечественной войне 1812 года, но и то, что Бурмин возвращается героем и судьба вновь соединяет его с Машей», — Ирина Г.)

    Тургенев считал, что в литературном произведении, как и в музыке, «необходимо под конец напомнить первоначальный мотив» (4, с. 166).

    Георгий Свиридов мастерски завершает иллюстрирование картиной «Зимняя дорога», которая благодаря искусному повтору «первоначального мотива» («Тройка») замыкает кольцо и создает единую музыкальную канву.

    Осмысление словесной ткани произведения в соединении с музыкой-интерпретацией позволяет школьникам глубже понять стремления героев и основную мысль «Метели»: надуманная, ненатуральная любовь Маши и Владимира под влиянием природы (метели), времени, зародившейся настоящей любви исчезает и открывает «дорогу» для истинных чувств. «Метель» жизни успокоилась и впереди — ровная и долгая дорога. («А вот и развязка запутанной повести. Название совершенно гармонирует со смыслом музыки и текста. Для меня «Зимняя дорога» явилась плавным переходом от метели к ясному небу, от жизненной смуты к спокойствию, счастью и умиротворению... Маша и Бурмин наконец-то объяснились и, думаю, будут счастливы», — Алена Н.)

    Сопоставление литературного текста с музыкальными произведениями позволяет пробудить читательское воображение и эмоциональную сферу обучающихся, побуждает углубленно прожить многие эпизоды текста, расширить границы словесного искусства посредством обращения к музыкальному, посмотреть, как одно искусство преломляется в другом, что позволяет активизировать воспринимающе-интерпретирующую деятельность учащихся, создать ситуацию учебного диалога на уроке. Тем самым достигается глубина восприятия текста, постижение авторской картины мира, а самое главное — происходит полноценное развитие личности читателя.

     

    "Русская словесность" . - 2010 . - № 3.

     

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование