Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Лидия Степановна Ганина
    Казанский федеральный университет


    Поэзия Серебряного века

    1. Назовите временные границы Серебряного века.
    2. Кому принадлежит термин «Серебряный век» и что он означает?
    3. Назовите имена философов, в основе мировоззрения которых содержится новое понимание мира.
    4. Назовите три направления модернизма.
    5. Продолжите определение: символ в системе художественных средств символизма — это...
    6. Кто из перечисленных поэтов принадлежит к символистам?
    А.Белый, И.Северянин, Ф.Сологуб, О.Мандельштам, В.Брюсов, И.Анненский, К.Бальмонт, Г.Иванов, И.Одоевцева, Л.Гумилев, А.Ахматова, Д.Мережковский, З.Гиппиус.
    7. Какой из названных манифестов символистов является первым:
    1) Д.Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской поэзии».
    2) В. Брюсов «Русские символисты».
    8. Назовите литературное направление, опираясь на ключевые художественные принципы:
    Активное принятие многокрасочной жизни, отрицание запредельной мистики, установка на живописность образа, выражение «тоски по мировой культуре», внимание к конкретному смыслу слов...
    9. У литературного течения акмеизм есть второе название. Каково оно? В чем его смысл?

    10. Прочитайте названия известных сборников стихов. Назовите их авторов и литературное направление, к которому они относятся.
    «Будем как Солнце», «Арфы и скрипки», «Жемчуга», «Кипарисовый ларец», «Четки», «Камень», «Ананасы в шампанском».

    11. Какие излюбленные приемы символистов использованы в строчках?
    — «Как ночи темь. Как ночи темь взошла».
    — «Призрак льдины огнедышащей».
    — «Вылетит птица — моя тоска, сядет на ветку и станет петь».

    12. Продолжите ряд слов-сигналов символистов: «вечность», «бездна»...

    13. Назовите приемы звукописи, использованные в данных примерах. Кому из поэтов принадлежат эти строчки? Можете ли вы назвать сборник, из которого они взяты?

    1) Отдых напрасен. Дорога крута.
    Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
    Дольнему стуку чужда и строга,
    Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

    2) Ты — шелест нежного листка,
    Ты — ветер, шепчущий украдкой.
    Ты — свет, бросаемый лампадкой,
    Где брезжит сладкая тоска...-
    Чайка, серая чайка с печальными криками носится
    Над холодной пучиной морской.
    И откуда примчалась? Зачем? Почему ее жалобы
    Так полны безграничной тоской?

    14. Прочитайте строчки из известных стихотворений поэтов Серебряного века. Определите, кому они принадлежат. Поэтике какого литературного направления соответствуют? Свой ответ аргументируйте.

    1) Встану я в утро туманное,
    Солнце ударит в лицо,
    Ты ли, подруга желанная,
    Всходишь ко мне на крыльцо.

    2) Я мечтою ловил уходящие тени, 
    Уходящие тени погасавшего дня,
    Я на башню всходил, и дрожали ступени,
    И дрожали ступени под ногой у меня.

    3) Через час отсюда в чистый переулок,
    Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
    А я вам открыл столько стихов шкатулок,
    Я — бесценных слов мот и транжир.

    4) Я пришла к поэту в гости.
    Ровно полдень. Воскресенье.
    Тихо в комнате просторной,
    А за окнами мороз.

    5) «Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
    Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
    И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном.
    И когда пылает запад, и когда горит восток.

    6) Проходят ночи в сомбреро синих,
    Созвездья взоров поют звезде,
    Поют в пещерах, поют в пустынях,
    Поют на море, поют везде.

    15. Прочитайте высказывания поэтов о себе и своем творчестве. Назовите авторов строчек. На что вы опирались в своем выборе?
    1) «Поэт — стихия. Ему любо принимать разнообразнейшие лики, и в каждом лике он самотождественен. Он льнет любовно ко всему, и все входит в его душу, как солнце, влага и воздух входят в растение... Поэт открыт миру».

    2) «Я поэт экстаза, каприза, свободы и солнца... Я лирический ироник».

    3) Не должен быть очень несчастным
    И, главное, скрытным. О нет!
    Чтоб быть современнику ясным,
    Весь настежь распахнут поэт.


    Ответы и комментарии

    Викторина (литературная игра) «Поэзия Серебряного века»
    1. Начало —1893,1895. Конец — 1917-1930.
    2. Так назвали себя сами поэты в отношении к веку XIX — золотому. Термин принадлежит Н. Оцупу.
    3. В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Розанов.
    4. Символизм, акмеизм, футуризм.
    5. Символ в системе художественных средств символизма — это условный знак реальности, способ проникнуть в идеальный, духовный мир.
    6. А. Белый, Ф. Сологуб, В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус.
    7.1) Манифест Д. Мережковского;
    2) В. Брюсов. «Русские символисты» (Манифест Д. Мережковского).
    8. Акмеизм.
    9. Адамизм — мужественный, твердый взгляд на жизнь. Акмеисту, как Адаму, предстояло заново открывать мир.
    10. «Будем как Солнце» (К. Бальмонт, символизм); «Арфы и скрипки» (А. Блок, символизм); «Жемчуга» (Н. Гумилев, акмеизм); «Кипарисовый ларец» (И. Аннеский, символизм); «Четки» (А. Ахматова, акмеизм); «Камень» (О. Мандельштам, акмеизм); «Ананасы в шампанском» (И. Северянин, эгофутуризм).
    11. — «Как ночи темь. Как ночи темь взошла». (Повтор.)
    — «Призрак льдины огнедышащей». (Оксюморон.)
    — «Вылетит птица — моя тоска, сядет на ветку и станет петь». (Реализация метафоры.)

    12. «Тайна», «греза», «тень», «сон», «белый», «нездешний», «таинственный».

    13. 1) Прием ассонанса. Эти строчки принадлежат А. Блоку, признанному мастеру ассонанса. Взяты они из знаменитого сборника «Стихи о Прекрасной Даме», это начало первого стихотворения сборника «Вступление».
    2) Здесь использованы приемы ассонанса — повтор гласных — и прием аллитерации — повтор согласных. Принадлежат эти строчки К. Бальмонту, взяты они из сборника «Под северным небом».

    14.1) А. Блок, символизм.
    2) К. Бальмонт, символизм.
    3) В. Маяковский, футуризм.
    4) А. Ахматова, акмеизм.
    5) Н. Гумилев, акмеизм.
    6) И. Северянин, эгофутуризм.

    15. 1) К. Бальмонт.
    2) И. Северянин.
    3) А. Ахматова.


    «Русский язык и литература для школьников» . – 2012 . - № 6 . – С. 3-5, 63.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование